Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Советская живопись 1950-1960 годовВ своих работах художники послевоенной поры рассказывают о труде советских людей в колхозах и на производстве, о молодежи и ее делах — учебе, освоении целины, об увлечении спортом. Много появилось и бытовых картин, посвященных повседневной жизни, взаимоотношениям в обществе, в семье. В Русском музее этот период развития советской живописи представлен картиной Анатолия Павловича Левитина «Теплый день» (1957), полотном Бориса Михайловича Неменского «Дыхание весны» (1955), произведениями Дмитрия Константиновича Мочальского, в которых рассказывается о целине («Ухажеры», 1957; «Первое утро на целине», 1959). Важную роль в развитии советской живописи послевоенных лет играет пейзажный жанр. Одним из выдающихся мастеров современного пейзажа является Георгий Григорьевич Нисский. В произведениях художника, выполненных в последние годы, — «Путевой обходчик» (1959), «Колхоз Загорье» (1960), «Над снегами» (l960) — ярко выразился характер его творческих поисков, особенности живописного языка.
Остроты ощущения современности в пейзажах Нисский достигает не только тем, что он изображает, но и тем, как изображает, то есть своим, совершенно особым комплексом композиционных и живописных приемов. Он использует оригинальные ракурсы, смелые обобщения, неожиданные декоративные сочетания цвета. Его композициям всегда присущи выразительность и динамичность. Василий Васильевич Мешков создал серию пейзажей нашей Родины. Он воспел величественную, суровую красоту северных районов, с бесконечными лесными далями, могучими и неторопливыми реками, холодным небом, отражающимся в спокойной воде озер («Золотое Подмосковье», 1947; «Холодный день», 1947; «Просторы Камы», 1950). Тонкие лирические пейзажи Николая Михайловича Ромадина (род. 1903) посвящены природе средней полосы России. Живописца привлекает неожиданная сказочная красота заката («Река Царевна», 1954), тишина солнечного дня в степи («Дорога», 1946). Но особенно любит Ромадин раннюю весну, первую зелень леса, тонкие веточки ивы, усыпанные золотыми почками, прозрачную свежесть весенних вод («Весенний лес», 1956; «Весна на Удомле», 1954; «Золотые почки», 1955).
Много и плодотворно работает в послевоенные годы Аркадий Александрович Пластов, произведения которого широко представлены в Русском музее. Художник рассказывает о жизни советской деревни, о труде колхозников, очень часто — о деревенских ребятишках. Он любуется силой и здоровьем людей, вся жизнь и работа которых неразрывно связаны с природой. Неотъемлемой частью всех произведений Пластова является пейзаж. В одной из лучших работ «Витя-подпасок» (1951) он изобразил вихрастого паренька, залюбовавшегося чудесной картиной вечерней природы. Выражение восторга, вызванного красотой пейзажа с выплывающей из-за горизонта луной и уютно поблескивающим вдали огоньком костра, кажется особенно трогательным на озорном мальчишеском лице.
Радостная любовь к жизни, к природе и людям вдохновила художника на создание таких полотен, как «Юность» (1953 — 1954), «Летом» (1953 — 1954), «Сбор картофеля» (1956), «Полдень» (1961) и т. д. Эти произведения — своеобразный гимн щедрости леса, залитым солнцем цветущим лугам, ледяной свежести прозрачной родниковой воды и, главное, счастливым людям, которым русская природа открывает свою красоту. Колористическое богатство, свежесть, сочность живописи — отличительные черты произведений Пластова. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. Юрий Нилович Тулин (род. 1921) получил высшую награду — Гран при — за картину «Лена, 1912 год» (1957). Изображая драматический момент похорон жертв Ленского расстрела, Тулин следует традициям русского реалистического искусства. Он показал людей в момент сложных и глубоких психологических переживаний, создал выразительные, запоминающиеся образы. Среди лучших произведений Андрея Андреевича Мыльникова (род. 1919) лирические портреты родных и близких художника — «Верочка» (1955, портрет дочери). «За завтраком» (1958, портрет жены). Художника привлекают богатые выразительные возможности монументального декоративного искусства. Ленинградцам хорошо известны его мозаичные панно, украшающие станции метрополитена «Владимирская», «Площадь Ленина» и новое здание ТЮЗа. Впечатления, полученные во время поездки за границу в 1950 г., отразились в серии пейзажей, из которых в экспозиции находятся «Венеция» и «В старом Ханьчжоу».
Гелий Михайлович Коржев привлек внимание зрителей и критиков картиной «Влюблённые» (1959). Тема получила неожиданное и свежее раскрытие. Герои Коржева – немолодые, много пережившие люди, прекрасные в своей чистой и нелёгкой любви. Всеобщее признание получил триптих «Коммунисты» (1957 — 1960), состоящий из центральной части — «Поднимающий знамя» и двух боковых — «Гомер» («Рабочая студия») и «Интернационал». Живописно-пластический язык произведений Коржева мужественно-сдержан, лаконичен, суров — черты, свойственные современной живописи.
Творчество живописцев, как правило, созвучно времени. Темы картин почти всегда продиктованы жизнью. Большое внимание в искусстве последних лет по-прежнему уделяется советской деревне. Ленинградский художник Вячеслав Францевич Загонек обращается к этой теме особенно часто. В музее экспонируется его композиция «Утро» (1958), радующая зрителя яркими красками, бодрым настроением. Труд в картине Евсея Евсеевича Моисеенко «Земля» (1964) философски осмысливается как явление значительное, достойное глубокого уважения, поклонения. Часто обращается живописец к темам гражданской войны. Экспозицию Русского музея пополнило и его полотно «Красные пришли» (1961) . Плодотворно работают и современные художники-портретисты. Леонид Васильевич Кабачек в 1959 г. создал серию портретов лучших людей чувашского колхоза «Гвардеец». Портрет доярки Кузнецовой — одно из произведений этой серии. Там же., в колхозе «Гвардеец», рано умершая художница Нина Леонидовна Веселова (1922 — 1960) написала «Портрет председателя колхоза Долгова», убедительный по характеристике, оригинальный по композиционному решению. Чувством оптимизма проникнуты работы братьев Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых «Ветреный день» (1956 — 1957) и «Детвора» (1957—1960). Заслуженной популярностью пользуется композиция Ольга Борисовны Богоевской «Гости» (1960), написанная с большой наблюдательностью и мягким юмором. Дети — основная тема ее картин. О своеобразии художественной манеры Виктора Ивановича Иванова можно судить по картине «Семья. 1945 год» (1964), привлекающей внимание острой психологической выразительностью образов, напряженностью цвета. Далее: Павел Дмитриевич Корин
| Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |