Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Аполлинер и «Гниющий чародей»

Книга Гийома Аполлинера «Гниющий чародей» представляет для нас особый интерес в связи с пониманием образа «королевы Изабо» и общего идейного содержания протокубизма Пикассо.

Как известно, Пикассо и Аполлинера связывали отношения близкой дружбы, о которой чаще всего вспоминают лишь тогда, когда дело идет о «розовом периоде» Пикассо и некоторых стихах Аполлинера на тему бродячих комедиантов. Далее, когда искусство Пикассо перестает быть столь явстеєнно литературным, их творческая взаимозависимость теряет свою очевидность, и последующие отношения художника и поэта рассматриваются почти исключительно в их внешнем биографическом плане.

Однако есть веские основания утверждать, что именно пример Пикассо 1907 года самым решительным образом повлиял на весь творческий путь Аполлинера (как бы отразился в нем), вплотную поставив поэта перед радикально новым пониманием отношения творца к его творению и перед необходимостью нового осознания самого художественного произведения. Об этом поэт писал в одном из писем в мае 1908 года: «Я ищу лишь новый лиризм и вместе с тем человечность». В целом ряде публикаций Аполлинера зимы и весны 1908 года явственно ощутим перелом в его взглядах. Уже в середине февраля появляется в печати «Онирокритика», которую виднейший исследователь аполлинеровского творчества Мишель Декоден характеризует как документ его эстетического ренессанса.

«Онирокритика» - в переводе: «снотолкование». Сложным потоком ассоциативно многоплановых и неясных образов, темнотой стиля, интонацией сомнамбулического волхвования эта поэма в прозе и стихах напоминает о жанре «откровений» или «видений», о языке гаданий и пророчеств. За трудными метафорами, иносказаниями и символами скрыт личный опыт драматического познания мира, определивший возвышенное представление поэта о «человечности»; сама же царящая в этом произведении атмосфера магии, вещего сна и чародейства соответствует по духу его «новому лиризму». В поэме оживает блестящее знание Аполлинером культурного прошлого Европы, его особенные пристрастия к магическим и алхимическим учениям средневековья и к фольклору. Как раз средневековый аспект «Они-рокритики», видимо, и объясняет факт повторной публикации ее как заключительной главы в окончательной редакции 1909 года юношеского произведения Аполлинера «Гниющий чародей».

Вот что пишет об этой книге в целом М. Декоден: «Аполлинер вдохновился легендой о Мерлине, о его незаконном рождении, о его магических способностях, о его любви к Вивиане и о его заточении - его «затворении» - в сердце леса, легендой в том виде, в каком он нашел ее в средневековой литературе, а в XX веке - у Кине или у Ла Вилльмарке. Однако он наполнил эти традиционные темы своими юношескими вопросами о жизни и о любви, своими первыми горестями, но также и своей верой в колдовство поэзии; и он вообразил себе - как это хорошо показал Жан Бургос - некую  «Библию наизнанку»  в отрицание  и  в  насмешку над  настоящей.

В гробницу, куда «обманчивая и вероломная» женщина заключила Мерлина, отпраздновать некое «погребальное Рождество» приходят всевозможные существа, владеющие тщетной наукой магии: лжекороли-волхвы, старые друиды, гротескные феи, женщины, умеющие соблазнять и обманывать, - Медея, Далила, Елена, к которым присоединяется иллюзорная и двусмысленная Анжелика, а также реальные или мифические, но обреченные на исчезновение животные - монстр Шапалю, ихтиозавр, Левиафан, Бегемот и добровольно желающие смерти сфинксы, а также и прочиє: парадоксальные основатели городов Кадм и св. Симеон Стилит, не знавшие смерти Енох и Илья, Вечный Жид, мудрецы Соломон и Сократ со своими неожиданными афоризмами. Все они восклицаниями, причитаниями и саркастическими насмешками подготавливают последние слова, которыми обмениваются Чародей и Озерная Дама: мужчина и женщина разделены навечно; женщина, чья душа, как и ее «двенадцать раз нечистое» тело, отмечена клеймом, она любит только любовь, и мужчина, который свою любовь переносит на творение и отрекается перед ним от своей мощи, - и тот и другая осознают невозможность любви...

В 1909 году «Гниющий чародей» будет дополнен двумя главами: первой и последней в окончательном варианте произведения. Первая глава - это почти буквальный пересказ пассажа о Ланселоте Озерном по прозаической версии XV века, как будто этим заимствованием Аполлинер желал с первых же слов сообщить своему произведению анонимные и вневременные измерения мифа и, таким образом, хотел как бы сам слиться с Мерлином. Что касается последней главы, то это «Онирокритика». Поэт изменяет ею пессимистическую концовку (первой журнальной редакции.- А.) 1904 года, поскольку «сознание различных вечностей мужчины и женщины» теперь по смыслу соответствует победе поэта над миром и временем, что и выражено в подчинении бурлящих образов его умелому господству».

Автобиографический план - опыт осознания «различных вечностей» мужского и женского начал - проектируется в «анонимные и вневременные измерения мифа» аполлинеровского произведения, «корни которого,- по словам самого автора, - тянутся далеко, до кельтских глубин нашей традиции» 30. А ирреальный, волшебный мир средневековой легенды в этой поэтической «Библии наизнанку», заключаемой «Онирокритикой» («Снотолкованием»), переносится в план сна-грезы, сна-видения.

Поистине по многим направлениям книга Аполлинера «Гниющий чародей» наводит на сопоставления с творчеством Пикассо 1908 года, с его смысловыми темами и образными мотивами, отразившимися в «Королеве Изабо». Более чем совпадениями следует признать не только общее для художника и поэта (и синхронное) обращение к средневековью, но также и основную «драматургическую» идею - мужскоеженское и мотив сна, равно как и сам исходно-персональный подтекст созданных ими «мифов».

И все же следует воздержаться от соблазна буквального отождествления «готической дамы» с полотна Пикассо (образа, дополнительного к Арлекину) и, например, Озерной Дамы из книги Аполлинера (образа, дополнительного к Мерлину и уводящего через легенды артуровского цикла к «кельтским глубинам»), хотя в известном смысле персонаж, подобный этой волшебной Владычице Озера в соединении с мотивом мистического сна, сна-грезы, сна-откровения действительно мог послужить отправным моментом для творческого воображения Пикассо.

Сопоставление книги Аполлинера с картиной Пикассо имеет, как кажется, и более широкий смысл, побуждая с большей уверенностью по-новому отнестись к духовному содержанию протокубистских образов 1908 - начала 1909 года. Ведь эти темы - средневековья, сна-грезы, вечно женственного - и их сюжетные модификации, овеянные духом мифологии, в панораме идей того времени, обнаруживая свою романтическую суть, являются также составными компонентами поэтики интернационального символизма.



Далее: Символизм и протокубизм

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Пабло Пикассо. «Королева Изабо»   → Аполлинер и «Гниющий чародей»  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта