Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Закономерности образного мира

Глубоко закономерно, что ни ваза цветов, ни компотница с фруктами, которые у Пикассо часто аккомпанируют женским изображениям - в том числе и в «Королеве Изабо»,- никогда не соседствуют с мужскими персонажами: им подобают трубка и вино. Для Пикассо такой сюжет, как «Женщина за рюмкой абсента» (в эрмитажной картине 1901 года) драматичен в первую очередь в силу вопиющей противоестественности этого сочетания: в пьянстве одинокой женщины он за социально-нравственным пороком видит трагическое искажение самих жизненных основ.

Мужское и женское начала дополнительны и контрастны. Контрастны и миры, стоящие за каждым из них. Мужскому началу в творческом представлении Пикассо свойственно дробиться в индивидуализациях портретов, ликов, одним словом - «масок». Сфера женского-область универсалий: вечных представлений о жизнедании, доме, покровительстве слабым, о стихии произрастания и всей области иррационального, о любовном соблазне и страдании.

В течение всего 1908 года в работах Пикассо женщина выступает в ее архаических связях с древним лесом; ею движет бессознательная энергия сна-мечтания, сна-грезы; ее томят внутренние муки. В чувственном томлении, в бессознательном забытьи, в слитности с дикой природой пребывают женские персонажи таких картин 1908 года, как «Три женщины» и «Дриада» из собрания Эрмитажа.

В меланхолическом забытьи, где-то на грани реальности и сна пребывает и «королева Изабо». Плоды и компотница за ее спиной, лиственные узоры на ее одежде и сама цветовая гамма - сумрачно-зеленые, желтовато-охристые, коричневые и серебристо-серые тона - все это метафоры растительности и природы, которые вносят в замкнутый мир интерьера образы пейзажа: зеленый свет под густыми кронами, холодную рябь лесного ручья, мозаику опавших листьев... Август 1908 года Пикассо провел в Ла Рю-де-Буа близ Парижа. Он жил на ферме среди лугов и лесов на берегах Уазы, проникаясь успокоительным влиянием природы Иль де Франс. Зеленый цвет становится доминирующим в его палитре с тех пор, как он создает там несколько пейзажей, один из которых - «Домик в саду» - ныне принадлежит собранию Эрмитажа.

Вслед за «Королевой Изабо», весной того же 1909 года создана «Женщина с книгой» (Форт Уорт, собрание Анн Барнетт Тэнди; Z. 21. 150; D-R. 241); фигура в ней, позой и настроением аналогичная «королеве Изабо», представлена обнаженной и уже не иносказательно, а буквально соединена с мотивом пейзажа, который изображен как раз на месте компотницы с фруктами в московской картине.

Итак, за формальными связями эрмитажного и нью-йоркского натюрмортов с компотницей, базельского натюрморта с хлебами и «Королевы Изабо» проступают общие закономерности образного мира Пикассо прото-кубистского периода. При этом чем более подчеркивает он собственно структурную сторону, добиваясь единства живописного образа картины, тем лаконичней и загадочней для посторонних становятся его метафорические «высказывания». Странный и волнующий образ базельского натюрморта «Хлебы и компотница с фруктами на столе» так и остался бы для нас неразгаданным предметно-пластическим шифром, не знай мы его предысторию- сцену «Карнавал в бистро». Но и образная семантика самой «Королевы Изабо» восходит к сюжету «карнавального застолья», к его пластическим мотивам и смысловым темам.



Далее: Метаморфозы замыслов

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Пабло Пикассо. «Королева Изабо»   → Закономерности образного мира  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта