Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Дерен и «Тайная вечеря»

Если и был среди близких к нему художников такой, кто, живя в эпоху, отмеченную созданием «Счастья жизни» Матисса и «Авиньонских девиц» Пикассо, и будучи открыт для восприятия всех обновляющих тенденций современности, столь же всеобъемлюще ощущал на себе силу гравитации всей истории искусства, то это - Андре Дерен.

Обладая талантом живописца и чисто французским «эстетическим инстинктом», Дерен в огромной мере был также одарен талантом вдумчивого ценителя, сознательно и серьезно изучавшего художественное наследие прошлого. Копируя в Лувре старых мастеров, он находил там устойчивые ценности искусства; понимание традиции укрепляло силу его мастерства и служило критерием для его исканий. Он гордился своими знаниями и говорил годы спустя: «Я никогда не терял контакта с великими мастерами, и в двадцать восемь лет я знал репродукции всего, что числят шедеврами. Чего достигнешь, пренебрегая культурой?».

Двадцать восемь лет Дерену было как раз в 1908 году, и уже тогда он признавал шедеврами наряду с классикой европейских школ живописи также итальянские и французские «примитивы», анонимные творения средневековья и древних цивилизаций Средиземноморья и Востока. Его вдохновлял также народный лубок и резная пластика племен Африки и Океании. В произведениях Дерена всегда ощущается дух исканий его времени, вместе с тем его восприимчивость, эрудированность и чувство стиля нередко навлекали на него упреки в эклектизме. Однако именно эти качества дереновского искусства явственно показывают эстетические «символы веры» того или иного этапа его эволюции. В этом смысле далеко не последнюю роль играло для него искусство европейского средневековья, увлечение которым красноречиво сказалось в 1911 -1914 годы, в его так называемый готический период. Однако уже набидофовистский «Танец» 1906 года (Швейцария, частное собрание) обнаруживает в вихревых потоках складок одежды одной из фигур прямое стилистическое заимствование из романской скульптуры.

В конце 1906 года Дерен сблизился с Пикассо, и в период написания предвещавшей кубизм картины «Авиньонские девицы» (зима - весна 1907 года) он был в курсе работы Пикассо и знал о его тогдашнем кризисном душевном состоянии. Но, будучи человеком совершенно другого склада, Дерен понял картину Пикассо, так сказать, декоративно, как урок стилизации: прямым линиям и острым углам «первой кубистской картины» (А. Барр) он искал историческое обоснование в архаических стилях и с течением времени (а к 1910 году окончательно) все более отчетливо соединял в своем восприятии кубизм с готикой.

«Тайная вечеря» (Чикаго, Художественный институт) - огромное незаконченное полотно Дерена, которое из-за сюжета и стиля обычно относят к «готическому периоду», возможно, было начато еще в 1908-09 году. Если это так, то просто поразителен тематический и даже стилистический параллелизм «Тайной вечери» и первых эскизов «Карнавала в бистро».

Речь не идет ни о влияниях, ни о приоритете лидера. Важно констатировать участие средневековой темы в жизни идей того времени как некоего активно резонирующего фона.

К теме средневековья Дерена вели его стилистические искания в русле нарождавшегося тогда кубизма (в развитии которого в собственной живописи он, впрочем, не преступил границ «прото-фазы»). И, конечно, не случайно именно Дерен становится в 1909 году иллюстратором книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей». Эта книга представляет для нас особый интерес в связи с пониманием образа «королевы Изабо» и общего идейного содержания протокубизма Пикассо.



Далее: Аполлинер и «Гниющий чародей»

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Пабло Пикассо. «Королева Изабо»   → Дерен и «Тайная вечеря»  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта