Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Творческие параллели

Итак, если мы посмотрим на «Королеву Изабо» в окружении наиболее близких к ней по стилю (а значит, и хронологически) произведений, то легко увидим, что в ее композиции соединяются изобразительные мотивы, которые принадлежат к двум предметным категориям, занимавшим творческое воображение Пикассо в течение зимы 1908-09 и весны 1909 года,-полуфигура и натюрморт.

На мольбертах, на стульях, на стенах, на полу-повсюду в мастерской Пикассо были вещи, над которыми он работал одновременно, принимаясь то за одну, то за другую, что-то оставляя незаконченным, что-то развивая далее, что-то переделывая. Таково было его обыкновение - вырабатываться полностью, исчерпывать себя до конца. Период полноты сменялся опустошенностью, за приливом следовал отлив.

С зимы 1908-09 года Пикассо был буквально одержим идеей натюрморта, в котором сосуды и разнообразных форм плоды образуют изысканные пирамидальные структуры с богато разработанными пространственными отношениями объемов и рафинированной игрой пластических криволинейных ритмов. К этой серии работ принадлежат эрмитажный «Натюрморт с компотницей» (Z. 21. 124; D-R. 209), а также «Компотница и тыква» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, Z. 121; D-R. 210), где изображена точно такая же компотница с фруктами, что и в «Королеве Изабо». Прихотливый фасон этой чаши как бы исходит из некоего ботанического прототипа - слабая, но все же ощутимая примета вкусов эпохи, времени стиля модерн.

Самой же фигуре «королевы Изабо», как в позе, так и по расположению в пространстве, аналогичны два изображения Арлекина: «Арлекин» (Турин, частное собрание, Z. 21. 138; D-R. 258) и «Облокотившийся Арлекин» (Нью-Йорк, частное собрание, Z. 21. 145; D-R. 261).

Что дают нам эти параллели, ряд которых при более скрупулезном перечислении можно было бы значительно расширить, привлекая все новые и новые работы означенного периода? На первый взгляд - лишь возможность судить о хронологической эволюции протокубистского стиля Пикассо. Эти общие черты в столь различных по жанру и теме картинах кажутся чисто формальными элементами, не несущими никакой смысловой нагрузки в образном контексте такой картины, как «Королева Изабо».

Однако это не так. Прослеживая по этим произведениям, казалось бы, сугубо внешние взаимосвязи отдельных мотивов, невольно убеждаешься в том, что вопреки общепринятому суждению в природе протокубизма Пикассо заложены не отвлеченные формальные поиски, а глубоко значимый образный язык.

Несомненные формально-стилистические связи ведут от «Королевы Изабо», равно как и от других произведений зимы 1908-09 года, к самой крупной работе, узловому произведению этого периода - натюрморту «Хлебы и компотница с фруктами на столе» (Базель, Художественный музей, Z. 21. 134; D-R. 220). Эта большая композиция, изображающая посуду и скудную снедь, странно расставленную по поверхности раскладного столика на фоне патетических складок узорчатой драпировки, всем строением своего пластического организма являет образ значительный, концептуальный. Она исполнена сценической представительности: за инертным ликом мертвой природы проступает иное, энергическое выражение. Объяснение тому - в истории создания натюрморта с хлебами: удивительное превращение в образ натюрморта многолюдной сцены карнавального застолья. Честь публикации этого открытия принадлежит Кристиану Гелхаару.

Две группы эскизов (всего их шесть) неосуществленной на холсте сцены, называемой «Обед» или «Карнавал в бистро», отражают ее эволюцию от исходной идеи до неожиданного преображения в композицию базельского натюрморта. Смысл этой метаморфозы нельзя свести лишь к «процессу абстрагирования и распаду вещественности» (К. Гелхаар)-ведь как и вся эта компания в бистро, так и предметный мир натюрморта созданы художником по воображению.

И было бы столь же ошибочно, наблюдая поразительные замещения-метаморфозы, делать вывод о безразличии Пикассо к конкретной, вещественной стороне изображаемого. Напротив, увидеть в круглящихся линиях и точеном строении отягощенной плодами компотницы эквивалент женской фигуры, а в сочетании перевернутой вверх дном чашки с вертикально поставленным батоном хлеба угадать аналогию весомо опирающейся на поверхность стола руке мужчины позволяет живописцу бессознательное знание смыслов различных форм.



Далее: Закономерности образного мира

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Пабло Пикассо. «Королева Изабо»   → Творческие параллели  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта