Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Мужское и женское

У Пикассо в его мире метаморфических перерождений-обновлений поливалентность присуща самой природе художественного образа. Видимостям свойственно, отделяясь от их прирожденных сущностей, компоноваться в новые, метафорические образы-сущности; но есть в этих перерождениях некие непереступаемые законосообразности, основанные на нерушимости фундаментальных и простых понятий. В 1908-м и начале 1909 года в качестве таких понятий акцентируются мужское и женское начала.

Целая до сих пор еще никем не понятая и не разгаданная «мифология», своеобразная и глубоко персональная, богатая множеством художественно-культурных ассоциаций, стоит за произведениями этого протокубистского периода. Сюжетные идеи «Карнавала в бистро» и акварели «Св. Антоний и Арлекин» - ее частные эпизоды, которые доступны пониманию лишь в общем контексте этой «Мифологии 1908 года».

Но вот эти сюжеты распадаются, и как результат в самостоятельные образы вместо них выделяются генерализующие понятия: «мужское» и «женское».

Мужское, как мы видели, воплощено в Арлекине, который по своей внутренней сути многолик, изменчив, калейдоскопичен и карнавален в широком смысле. Как образный феномен искусства Пикассо Арлекин метафорически отождествляется с творческим «я» самого художника.

Полярно-симметричным Арлекину «мифологическим» воплощением женского начала, как бы женской ипостасью Арлекина, выступает «королева Изабо». В этом образе, как и в образе «облокотившегося Арлекина» нью-йоркской картины, скрещиваются темы и пластические мотивы ушедших в подтекст сюжета «карнавального застолья» и композиций со св. Антонием, Арлекином и купальщицами. Но с особенной силой в этом образе звучит именно средневековая тема.

Кроме самых общих соображений о природе «готизмов» картины (соображений, восходящих к мысли русского критика И. Аксенова о свойственной Пикассо «склонности к женственным стилям»-готике и барокко) есть, думается, более конкретные объяснения средневековой образности «Королевы Изабо». Мы говорим о фактах художественной жизни и жизни идей, непосредственно соприкасавшейся с духовным миром самого Пикассо.



Далее: Дерен и «Тайная вечеря»

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Пабло Пикассо. «Королева Изабо»   → Мужское и женское  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта