Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Кто такая Изабо?

На первый взгляд уже само название картины - «Королева Изабо» - дает ключ к пониманию ее образного содержания, поэтому прежде всего следует напомнить, что стоит за этим именем.

Изабелла, или Елизавета, Баварская (у французов-sabeau, 1371 - 1435) - французская королева, дочь герцога Стефана  иигольштадско-го. Четырнадцати лет она «была помолвлена с семнадцатилетним королем Франции Карлом V. Когда последний впал в безумие, И. предалась распущенной жизни». В «Новом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона сказано еще определенней: «...прославилась своей жестокостью и развратной жизнью». Немногословно и в хронологическом порядке далее перечисляется ряд дворцовых интриг, переплетенных с любовными изменами и политическими убийствами, и говорится, что двадцать лет ее «жестокого и несправедливого управления» страной отмечены смутами гражданской войны, феодальными распрями, «возмущением» Парижа, наконец, национальным предательством: шла Столетняя Еойна, и Изабелла Баварская «из ненависти к сыну, дофину Карлу, хотела по договору 1420 года передать французскую корону Генриху V английскому». Когда же Карл V умер и дофин сделался королем Франции Карлом V, Изабо, «презираемая и отвергнутая даже англичанами... была удалена от дел и остальную жизнь провела в уединении».

Но даже не в политической и социальной истории французского средневековья, а в истории нравов и истории моды оставила по себе более прочную память супруга безумного короля Карла V. В исторических сочинениях, посвященных Изабелле Баварской, есть немало рассказов о невероятных причудах ее вкусов, об изощренной роскоши ее двора, о безумных ночных празднествах, кончавшихся садистскими потехами,- словом о том, какой была эта жизнь, поставленная с поистине королевским размахом и изобретательностью извращенной натуры эпохи поздней готики.

Для ортодоксального моралиста историческая и нравственная репутация этой французской королевы вполне одиозна: прославилась жестокостью и развратной жизнью. Но романтическое воображение беллетриста она Дразнит оживающими видениями старинных хроник.

Если не считать Александра Дюма, который в романе «Изабелла Баварская» едва удостаивает ее вниманием, об этой королеве Франции вспомнил (в 70-х годах прошлого века) Огюст Вилье де Лиль-Адан. В его сборнике «Жестокие рассказы» изящная новелла «Королева Изабо» занимает свое законное место. Довольно куртуазный сюжет чисто женской мести этой новой Клеопатры своему юному фавориту, заподозренному в неверности,- мести, по сути, неадекватной проступку, а потому изначально несправедливой,- достигает кульминации в финальном эпизоде новеллы, когда казнят колесованием по сфабрикованному обвинению не того, кого обрекли, однако сознательно не признавая подмены, «чтобы вычеркнуть имя» и «несмотря ни на что»! Действительно, «жестокий рассказ» и по сюжету, и по смыслу, и еще из-за того, что утонченно-ироничная авторская интонация ведет повествование в стилевом ключе трагического гротеска «в манере Калло».

В изобразительных искусствах как средневековья, так и нового времени королева Изабо вовсе не была сколько-нибудь популярным персонажем. Но для нас, думается, важнее совсем иное, а именно: само имя королевы Изабо бытовало во французской речи как нарицательное, в том же значении, что имена Клеопатры или мадам де Помпадур (об этом говорит уже сама его фамильярная форма: «Изабо» вместо «Изабелла»).

Нет ничего удивительного в том, что, будучи трюизмом в разговорной речи, словосочетание «королева Изабо» само собой приходило на ум при виде изображения некой «средневековой молодой дамы» - праздной, задумчивой, быть может, чем-то опечаленной (читала она книгу или любовное письмо?), наверное, таящей под внешностью кроткой и невинной какие-нибудь порочные чувства, греховные мысли и коварство феодальных времен. Скорее всего, никакого другого ответа на вопрос, почему совершенно анонимный и имперсональный образ картины Пикассо 1909 года был отождествлен с этой «антигероиней» французской истории, просто нет, и мы напрасно станем углубляться в литературные сочинения историков и писателей, гадая о сюжете, обозначенном столь скупо, что в его смысл «вчитывается» и все что угодно и ничего конкретного.

Название «Королева Изабо» тем более кажется необязательным, что нет никакой уверенности в его авторском происхождении, хотя и возможно, что в собрание С. И. Щукина картина могла войти уже с этим именем8.

Напротив, имя Изабеллы Баварской, как мы увидим далее, не связано с изначальной содержательной идеей Пикассо. Для него собственно анекдотическая сторона сюжета не обладала художественной ценностью; как раз поэтому он и любил припоминать в разговорах испанскую пословицу: «если бородатый, то святой Антоний, в противном случае - Непорочное зачатье».



Далее: Проблема понимания образов

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Пабло Пикассо. «Королева Изабо»   → Кто такая Изабо?  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта