Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Пабло Пикассо. «Королева Изабо». Мужское и женскоеУ Пикассо в его мире метаморфических перерождений-обновлений поливалентность присуща самой природе художественного образа. Видимостям свойственно, отделяясь от их прирожденных сущностей, компоноваться в новые, метафорические образы-сущности; но есть в этих перерождениях некие непереступаемые законосообразности, основанные на нерушимости фундаментальных и простых понятий. В 1908-м и начале 1909 года в качестве таких понятий акцентируются мужское и женское начала. Целая до сих пор еще никем не понятая и не разгаданная «мифология», своеобразная и глубоко персональная, богатая множеством художественно-культурных ассоциаций, стоит за произведениями этого протокубистского периода. Сюжетные идеи «Карнавала в бистро» и акварели «Св. Антоний и Арлекин» - ее частные эпизоды, которые доступны пониманию лишь в общем контексте этой «Мифологии 1908 года». Но вот эти сюжеты распадаются, и как результат в самостоятельные образы вместо них выделяются генерализующие понятия: «мужское» и «женское». Мужское, как мы видели, воплощено в Арлекине, который по своей внутренней сути многолик, изменчив, калейдоскопичен и карнавален в широком смысле. Как образный феномен искусства Пикассо Арлекин метафорически отождествляется с творческим «я» самого художника. Полярно-симметричным Арлекину «мифологическим» воплощением женского начала, как бы женской ипостасью Арлекина, выступает «королева Изабо». В этом образе, как и в образе «облокотившегося Арлекина» нью-йоркской картины, скрещиваются темы и пластические мотивы ушедших в подтекст сюжета «карнавального застолья» и композиций со св. Антонием, Арлекином и купальщицами. Но с особенной силой в этом образе звучит именно средневековая тема. Кроме самых общих соображений о природе «готизмов» картины (соображений, восходящих к мысли русского критика И. Аксенова о свойственной Пикассо «склонности к женственным стилям»-готике и барокко) есть, думается, более конкретные объяснения средневековой образности «Королевы Изабо». Мы говорим о фактах художественной жизни и жизни идей, непосредственно соприкасавшейся с духовным миром самого Пикассо. Далее: Дерен и «Тайная вечеря»
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Кто такая Изабо?Проблема понимания образовТворческие параллелиЗакономерности образного мираМетаморфозы замысловСтилизации и ассоциацииМужское и женскоеДерен и «Тайная вечеря»Аполлинер и «Гниющий чародей»Символизм и протокубизмАнри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |