Русское изобразительное искусство первой половины XIX века
Русская живопись первой трети XIX в. В начале XIX столетия Академия художеств еще полностью сохраняла значение художественного центра страны. Ее руководящую профессорскую группу по классу исторической живописи составляли ученики Угрюмова, среди которых в первую очередь следует назвать Андрея Ивановича Иванова, автора ряда произведений па темы из русской истории.
Федор Антонович Бруни Вначале Бруни выступал как продолжатель лучших традиций Академии, как художник, не чуждый идеям и настроениям, которыми я«или передовые круги русского общества. Однако с годами Бруни все более подчинял свое творчество официальной идеологии, и к концу жизни имя художника стало символом академического застоя и консерватизма.
Скульптура и пластика начала XIX в. Развитие реалистических тенденций, героического и гуманистического содержания в пластике первой половины XIX в. было проявлением интенсивного роста русской национальной культуры. Наиболее последовательно и ярко это сказалось в творчестве С. С. Пименова, П. П. Соколова, В. И. Демут-Малиновского, М. Г. Крылова, А. И. Теребенева, Н. А. Токарева, А. А. Иванова, Н. С. Пименова и П. К. Клодта.
Карл Павлович Брюллов Широта и разнообразие замыслов, огромный живописный талант, необычайная работоспособность обеспечили художнику быструю и заслуженную славу. Творческие искания и задачи, которые ставил перед собой Брюллов, не укладывались в рамки традиционных академических представлений о целях и назначении искусства. Они были неизмеримо богаче и жизненный этих представлений, стремились нарушить или опровергнуть их.
Пейзажная живопись первой половины XIX века "В первой половине XIX в. пейзажная живопись наполнилась новым содержанием. Значительно расширились границы познаваемого художниками мира; разнообразнее стала «география» в их произведениях. Лирическая тема и лирические образы, получив необычную до этого силу, внесли в пейзажную живопись волнующую теплоту жизни и поэтическое чувство природы. "
Романтизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX века Романтическая приподнятость и поиски реалистического отображения натуры на основе более глубокого познания действительности характеризует творчество скульпторов В. И. Орловского, Ф. П. Толстого и И. П. Витали.
Орест Адамович Кипренский "К 1804 году относится «Портрет отца» — наиболее ранняя из работ художника в этом жанре. Вместо гармонического, «высокого» и «разумного» образа, который господствовал в портретах XVIII в., в произведении присутствует огромная внутренняя напряженность; в страстном порыве сдвинуты брови и сжаты губы, пальцы старика решительно сжимают тяжелый посох, беспорядочно разметаны волосы. Контрасты света и теней создают впечатление романтической необычности и исключительности образа. "
Алексей Гаврилович Венецианов Творчество Алексея Гавриловича Венецианова с его тяготением к реалистическому изображению жизни, представляет собой одно из наиболее замечательных достижений русской культуры первой половины ХIХ в. Отличительные черты художника — глубокая идейность, обусловленная неизменным сочувствием к народу, настойчивая последовательность в осуществлении поставленных задач и высокое мастерство.
Ученики и последователи Венецианова В произведениях учеников Венецианова находил отражение широкий круг явлений русской действительности, знаменуя тем самым дальнейшее бурное развитие бытовой живописи. Сцены городской и деревенской жизни, уличный быт, типы ремесленников и торговцев, солдат и матросов составляли основу содержания большей части произведений как непосредственных учеников мастера, так и его многочисленных последователей. В числе первых учеников, подготовленных Венециановым, были А. А. Алексеев и Н. С. Крылов.
Русская портретная живопись начала и середины ХIХ в. Поиски одухотворённости и передача эмоционального состояния человека - задачи портретистов нового поколения, решаемые не только в парадных портретах, но и в зарисовках, этюдах, изучении народных типажей.
Внеакадемическая живопись середины XIX века Свидетельством демократизации искусства, влечения к нему новых и новых сил из народа являлись художественные школы, возникавшие в разных местах страны. Крупнейшей была Арзамасская, основанная художником Александром Васильевичем Ступиным.
Иван Константинович Айвазовский Почти все произведения Айвазовского посвящены морю. Его «гордая краса» передавалась художником в самых разнообразных проявлениях и состояниях. Во всех случаях образ природы неразрывно связан у Айвазовского с жизнью людей. Нередко темой его картины является борьба человека с грозной стихией.
Александр Андреевич Иванов С юных лет руководимый отцом, Андреем Ивановичем Ивановым, и другими академическими профессорами, художник получил хорошую подготовку. Картина «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию», написанная Ивановым на Большую золотую медаль, отвечала программным правилам Академии, хотя с необычным для них драматизмом и человечностью чувств раскрывала библейский рассказ.
Василий Андреевич Тропинин Наиболее значительную часть художественного наследства Тропинина составляют портреты, образующие в своей совокупности галерею портретов современных художнику людей. Здесь мы встречаем изображения известных деятелей литературного и художественного мира, представителей дворянских и купеческих кругов, многочисленные образы простых людей из народа-родных и друзей художника.
Павел Андреевич Федотов Одним из величайших достижений русского искусства 1840 — 1850-х гг. явилось творчество Павла Андреевича Федотова (1815 — 1852), положившее начало критическому направлениях в живописи. Сын мелкого чиновника, Федотов получил образование в Кадетском корпусе. Уже взрослым человеком, офицером Финляндского полка, Федотов стал посещать классы Академии художеств. Знакомство с К. Брюлловым и его указания имели значительное влияние на развитие художественных способностей Федотова. В 1844 г. Федотов оставил военную службу и всецело посвятил себя живописи.
|