Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Внеакадемическая живопись середины XIX века

Григорий Григорьевич Татарин (1810 — 1893)

Под непосредственным воздействием искусства Брюллова развернулось дарование Григория Григорьевича Татарина (1810 — 1893), превосходного живописца и рисовальщика. Значительную группу его произведений составляют картины и натурные этюды, исполненные в 1840-х гг. на Кавказе. В числе выставленных — «Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Карагачем» — картина походного быта русских войск — и ряд рисунков, воспроизводящих сцены из народной жизни в Закавказье. В этих произведениях Гагарин предстает как художник, с глубоким интересом отмечающий своеобразие национальных обычаев, характерные черты быта, красочную природу юга. Гагарин не был учеником Академии художеств и тем самым избежал влияния академической системы воспитания.

Г.Г.Татарин. Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Карагачем
Г.Г.Татарин. Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Карагачем
Государственный Русский музей


Григорий Григорьевич Чернецов

Творчество братьев Григория и Никанора Чернецовых сыграло значительную роль в развитии русского национального пейзажа. Одними из первых Чернецовы обратились к изображению родной природы, запечатлев в многочисленных картинах и рисунках ее своеобразие и красоту.

Пейзажи Григория Григорьевича Чернецова (1802-1865) — «Вид на Волге в Казанской губернии» (1840) и «Волжский вид» (1838) — относятся к группе произведений, которые были связаны с его путешествием по Волге на барже от Рыбинска до Астрахани, предпринятым вместе с братом в 1838 г. Первый пейзаж представляет законченную картину с характерной для Григория Чернецова точностью и отчетливостью изображения. Во втором пейзаже — этюде, исполненном с натуры, — с большим живописным умением переданы просторы безбрежной, как море, Волги.

Г.Г.Чернецов. Вид на Волге в Казанской губернии
Г.Г.Чернецов. Вид на Волге в Казанской губернии
Государственный Русский музей


Григорий Чернецов с успехом работал также и в портретной живописи. Им написана широко известная картина «Парад на Царицыном лугу» (находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина), на которой среди зрителей изображены многие выдающиеся деятели русской культуры, в их числе А. С. Пушкин, И. A. Крылов, В. А. Жуковский, А Г. Венецианов.

Никанор Григорьевич Чернецов

Никанор Григорьевич Чернецов (1805 — 1879) работал преимущественно как пейзажист. Прожив на юге России несколько лет, он создал много картин, в которых отображена природа Крыма и Кавказа. Его пейзажи написаны с такой же, как у Григория Чернецова, тщательностью отделки и профессиональным мастерством.

Вид Тифлиса (1831) и два вида Аю-Дага (1836) подтверждают умение Н. Чернецова строить пейзажи «широкого кругозора» и, сохраняя поэтическую живость натуры, давать убедительно правдивый ее «портрет».

Говоря о Чернецовых, нельзя не упомянуть их ученика Антона Ивановича Иванов (1818 — 1864), крестьянина, выкупленного живописцами на свои средства из крепостной неволи.

Иванов сопровождал братьев в их плавании по Волге и тогда же написал «Внутренний вид барки Чернецовых» (1838). Этот своеобразный интерьер исполнен с подкупающе и искренностью и точностью воспроизведения; в нем хорошо переданы дух и характер обстановки, окружавшей Чернецовых, художников скромных потребностей, широких , замыслов и неутомимого трудолюбия.

Арзамасская школа

Свидетельством демократизации искусства, влечения к нему новых и новых сил из народа являлись художественные школы, возникавшие в разных местах страны; крупнейшей была Арзамасская, основанная художником Александров Васильевичей Ступиным. Главную массу ее учеников составляли крепостные. Среди них было немало талантливых художников, которые, возвратясь из школы к помещикам, губили свое дарование в подневольном труде. Только немногим из ступинцев удалось достигнуть известности. В их числе Николаю Михайловичу Алексееву (1813 — 1880), автору большого группового портрета академика А. В. Ступина с учениками (1838), и Василию Егоровичу Раеву (1808 — 1871), в судьбе которого принимал участие также и Венецианов. Раев работал преимущественно в области пейзажа, включая городской, или архитектурный, обычно оживленный фигурами и уличными сценками. К этому роду живописи принадлежит «Базар в Тифлисе» (1840-е гг.) .


Другие художники

Заслуживает внимания творчество Капитона Степановича Павлова (1791 — 1852), художника, проведшего большую часть жизни на Украине. Он был учителем рисования в Нежинском лицее в годы, когда там обучался Н. В. Гоголь. Картина Павлова «Плотник» (1838) с глубокой симпатией к простому человеку рисует образ украинца-ремесленника, сильного, крепкого, добродушно-веселого, с неизменной трубкой в зубах.

К.С.Павлов. Плотник
К.С.Павлов. Плотник


Г.В. Смирнов



Далее: Иван Константинович Айвазовский

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Внеакадемическая живопись середины XIX века  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта