Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Иван Константинович Айвазовский

Благотворное воздействие искусства К. П. Брюллова испытали на себе в большей или меньшей степени все художники последующего поколения. Среди наиболее прославленных мастеров в первую очередь надо назвать Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900), в своем творчестве во многом близкого Брюллову.

Крупнейший маринист XIX в., Айвазовский внес в пейзажную живопись размах и темперамент, жизнеутверждающую силу и величие образов, которыми отличалось и искусство Брюллова.

Почти все произведения Айвазовского посвящены морю. Его «гордая краса» передавалась художником в самых разнообразных проявлениях и состояниях. Во всех случаях образ природы неразрывно связан у Айвазовского с жизнью людей. Нередко темой его картины является борьба человека с грозной стихией.

С глубоким интересом и патриотическим чувством обращался также Айвазовский к теме воинской славы и героизма русских моряков. Один из таких подвигов запечатлен в картине, представляющей эпизод войны 1828 г.— «Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (1848) Боевой дух выражен здесь в стремительном двихсении брига, идущего под надутыми парусами, пробитыми турецкими ядрами; быстро несущиеся в небе облака как бы подчеркивают своим движением взволнованную приподнятость момента.

И.К.Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь
И.К.Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь


Картина «Вид Одессы в лунную ночь» (1846) знакомит с лирической стороной дарования Айвазовского. Романтика южной ночи с сиянием лунного света, всплеском волны, неясным силуэтом корабля и ни на минуту не затихающей жизнью переданы художником с поэтическим волнением.

Живое чувство природы, которым проникнуто творчество Айвазовского, не позволяло художнику впадать в схематизм или протокольное копирование. В его произведениях — неисчерпаемое богатство мотивов, не повторяющих друг друга, как не повторяются они и в своем источнике-природе.

И.К.Айвазовский. Девятый вал
И.К.Айвазовский. Девятый вал

«Девятый вал» (1850) — произведение, с наибольшей яркостью характеризующее первый период творчества Айвазовского. В этой картине нашли отражение мысли, подобные тем, которые волновали Брюллова, — о величии человеческого духа в его столкновении со стихией. Ярости бушующего моря противостоит напряженная борьба за жизнь людей, уцелевших на обломке мачты погибшего корабля. Восход солнца с его мажорной цветовой гаммой - утверждает победу и радость жизни.

Огромный запас наблюдением, накопленного художником, и творческая энергия, не покидавшая его до конца жизни, обусловили возможность появления таких полотен, как «Волна» (1889). В творчестве последнего периода, к которому относится картина, с большей определенностью проступают реалистические устремления художника. Образ природы, моря, оставаясь по-прежнему величественным, приобретает больше простоты и обыденности. Нет в «Волне» неожиданных контрастов колорита или освещения, небо затянуто тучами, льет доходы, гибнет в море корабль-картина убеждает правдой изображения.

Г.В. Смирнов



Далее: Александр Андреевич Иванов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Иван Константинович Айвазовский  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта