Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Александр Андреевич Иванов

Борьбе за новое, общественно значимое искусство посвятил Александр Андреевич Иванов (1806 — 1858) всю жизнь, полную напряженного, упорного труда. В своем творчестве он объединил лучшие достижения художественной культуры прошлого и указал дальнейшие пути развитии русского национального искусства.

С юных лет руководимый отцом, Андреем Ивановичем Ивановым, и другими академическими профессорами, художник получил хорошую подготовку. Картина «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827), написанная Ивановым на Большую золотую медаль, отвечала программным правилам Академии, хотя с необычным для них драматизмом и человечностью чувств раскрывала библейский рассказ.

По окончании Академии Иванов уехал в 1831 г. в Италию на средства Общества поощрения художников. «До самоотвержения» (слова художника) любя русских, Иванов почти всю жизнь провел за пределами России, ненавидя и систему угнетения властей, и раболепство народа перед властями.

Считая, что независимость художника должна быть беспредельной, Иванов видел в Академии пережиток времени, а службу в ней рассматривал как великое несчастье. Борьбой с косностью и рутиной Академии за новые идеалы свободного искусства отмечен весь творческий путь художника. Характер этой борьбы определился в одной из первых больших картин, исполненных в Италии, — «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1835).

А.А.Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине
А.А.Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине


Гармония линий и правильность рисунка, особо ценимые в Академии, не являлись для Иванова решающим качеством; он добивается, по его собственным словам, «силы и гармонии красок... и выражения, свойственного каждому предмету...» Передать эмоциональное напряжение сцены, глубину чувств, переживаемых ее участниками, ставил своей основной задачей художник. Картина Иванова встретила единодушное признание: академические руководители одобрили ее как мастерское произведение «классического» характера, широкие же общественные круги отмечали в ней простоту, смелость и силу душевного выражения. Сам художник оценивал свое произведение как «начаток понятия о чем-то порядочном».

Александр Иванов предъявлял к искусству серьезные требования. Он утверждал, что современное искусство «не удовлетворяет потребностей людей». «Художники нашего времени, — говорил Иванов, — не должны довольствоваться теми идеями, которые дошли до них по преданию эпохи, уже давно превзойденной новыми успехами цивилизации: новое время требует нового искусства». Художник-мыслитель и гуманист, Иванов шел по тому пути, который указывали русскому обществу великие просветители-революционеры. Встречи с. А. И. Герценом, а позже с Н. Г. Чернышевским содействовали укреплению в нем демократических идей и взглядов. Однако в первые годы художественной деятельности мировоззрение Иванова испытывало воздействие идеалистических религиозно-философских учений. Последним обстоятельством объясняется выбор темы, сделанный художником для основного труда своей жизни.

Еще до написания картины «Явление Христа Марии Магдалине», Иванов в 1832 г. задумал произведение, работу над которым продолжал в течение многих лет и оставил лишь незадолго до смерти. Это произведение, относящееся числу величайших созданий русской живописи,— «Явление Христа народу». В нем нашли выражение философские мысли, волновавшие художника, демократические идеалы, его понимание задач искусства и того метода, которым должен в совершенстве владеть художник, чтобы осуществить эти задачи.

А.А.Иванов. Явление Христа народу
А.А.Иванов. Явление Христа народу


Оригинал картины находится в Третьяковской галерее, в Русском музее выставлен предварительный вариант, наиболее близкий к итоговому полотну.

Основой для картины послужила евангельская легенда о «пришествии мессии». В качестве сюжета художник выбрал момент, когда Иоанн Предтеча, увидев идущего к нему Христа, представляет его народу как посланца Божьего. Иванов понимал это событие — явление мессии - как событие истинное. Он видел в нем один из поворотных пунктов истории, знаменующий начало нравственного совершенствования человечества.

В картине участвует не безликая масса людей: Иванов стремился показать «все основные возрасты, общественные классы, характеры и состояния человеческие». Каждое действующее лицо получило конкретную психологическую характеристику, в каждом персонаже выражено его отношение к происходящему. Это чувствуется во взглядах, полных веры или восторга, в улыбках надежды или недоверия, в движениях любопытства, сомнения или злобы. Иванов отличает в этой толпе людей богатых от бедных, знатных от простонародья, свободных от подневольных. Фигура раба, изображенного на первом плане картины, правее центра, особенно поражает глубиной психологической характеристики: в бесправном и забитом существе, стоявшем на самом низу общественной лестницы, Иванов раскрыл глубоко таившиеся чувства и создал одухотворенный образ, внеся в него черты пробуждающегося социального сознания.

В индивидуальной и социальной конкретизации образов картины заключался глубокий «историзм» Иванова, стремление художника добиться исторической верности не только соблюдением внешних признаков. Верностью правде, желанием постичь суть явлений характеризуются все этапы творческого процесса художника. Работа над картиной повлекла за собой тщательное изучение источников, знакомство со специальной литературой, старой и современной: художник должен был «стоять в уровень с понятиями времени». Осуществляя свой замысел, мастер создал сотни набросков, эскизов, этюдов различной величины и различной степени законченности. В этих этюдах с наибольшей силой раскрывается реалистический метод творчества Иванова. Определяющим началом в них служила работа с натуры: появлялись в разных вариантах этюды голов Христа, Иоанна, раба и других персонажей картины; разрабатывались отдельные фигуры или части фигур, драпировки, одежды.

Большую группу подготовительных работ к картине Иванова составляют выставленные здесь этюды пейзажей. Среди них характерные для метода художника разработки фрагментов пейзажа — «камни в воде», «земля», «верхушки деревьев». Но многие из пейзажных этюдов по своей завершенности, по глубине проникновения в жизнь природы могут рассматриваться как законченные произведения.

С тонкой наблюдательностью переданы художником мягкие контуры гор и дымка предвечернего тумана в этюде «Понтийские болота», чистота и прозрачность неба, делающие такими ясными очертания Тиволийских гop, — в пейзаже «Монтичелли», темная зелень листвы, за которой сквозит синева озера, — в пейзаже «Дерево в тени в Кастель-Гандольфо»

Пленерная живопись Иванова намного опередила искания художников в этой области. Этюды «Нагой мальчик», «Семь мальчиков» и другие дают возможность убедиться, как внимательно изучал художник влияние солнечного света на цветовые и тональные отношения под открытым небом: рефлексы отраженных лучей на поверхности тела, изменение окраски предметов в зависимости от условий освещения и т. д.

Творческая трагедия Иванова заключалась в противоречии между идеалистической концепцией замысла картины и материалистическим мировоззрением, которым все более овладевал художник. Сознавая это, Иванов говорил: «Мой труд — болыпая картина — более и более понижается в моих глазах... перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется...» За несколько дней до смерти, обдумывая задачи нового, демократического искусства, Иванов говорил Чернышевскому: «Искусство, развитию которого я буду служить, будет вредно для предрассудков и преданий. Это заметят и скажут, что оно стремится преобразовывать жизнь... Оно действительно так».

«Преобразовывать жизнь» стало творческим принципом художников-реалистов второй половины XIX в.

Г.В. Смирнов



Далее: Василий Андреевич Тропинин

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Александр Андреевич Иванов  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта