Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Федор Антонович Бруни

Роль Федора Антоновича Бруни (1799 — 1875) в развитии академического искусства была неодинаковой на разных этапах творчества художника. Вначале Бруни выступал как продолжатель лучших традиций Академии, как художник, не чуждый идеям и настроениям, которыми я«или передовые круги русского общества. Однако с годами Бруни все более подчинял свое творчество официальной идеологии, и к концу жизни имя художника стало символом академического застоя и консерватизма.

«Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) — одна из ранних работ Бруни, исполненная им в Риме в творческом соревновании с итальянским живописцем Камуччини. Картина Бруни имела большой успех, молодого художника избрали членом Римской Академии художеств.

Сюжетом для картины послужила древнеримская легенда о вражде между городами Римом и Альбалонгой. Рассудить эту вражду было решено поединком братьев Горациев с братьями Куриациями. Победитель Гораций по возвращении в Рим встречает свою сестру Камиллу в слезах по убитому жениху (одному из Куриациев). Разгневанный брат поражает ее мечом.

Ф.А.Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация
Ф.А.Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация
Государственный Русский музей


В основу содеря«ання была положена патриотическая идея любви к отечеству. Выраженная, что было в обычае времени, через образы и поступки героев древнего Рима, эта идея отвечала умонастроениям русских передовых деятелей эпохи.

Успеху картины содействовало также ее драматическое содержание: Бруни сделал значительный шаг вперед, по сравнению с предшественниками, в передаче душевного состояния своих героев. Однако он сохранил основные правила написания картины, принятые в академиях,— ленточное расположение фигур на первом, освещенном, плане, локальные цвета, ориентацию на образцы античного искусства — и с этой стороны показал блестящую выучку и мастерство исполнения.

«Вакханка и амур» (1828) — полотно, созданное четырьмя годами позднее, дает возможность судить о лирическом даровании Бруни. В образах слегка захмелевшей женщины и прильнувшего к ней ребенка художник далеко отошел от канонических образцов, следовать которым его учили в Академии. Колорит картины — зеленоватые и золотистые тона в сочетании с розовыми и голубыми — усиливает ее эмоциональную выразительность.

Уже в ранних работах Бруни наметился интерес к передаче живого человеческого чувства. Наиболее капитальное произведение художника — «Медный змий» — открывало перед ним богатейшие возможности в этом направлении, не использованные, однако, в полной мере. Первые наброски задуманной картины относятся еще к 1826 г., но основная работа над ней проходила в течение 1837 — 1841 гг.

Ф.А.Бруни. Медный змий
Ф.А.Бруни. Медный змий
Государственный Русский музей


В качестве сюжета Бруни избрал библейскую легенду о бедствии, постигшем евреев во время перехода через пустыню: в наказание за ропот и недовольство, вызванные трудностями пути, бог обрушил на людей страшную кару — ядовитых змей. Укушенные ими гибли в мучениях; спасались только те, кто с верой в могущество бога смотрел на столб, увенчанный медным змием.

Содержание проникнуто идеей «охранительного» порядка. Подчинение людей верховной власти на небе и на земле и наказание виновных в ослушании — таков реакционный смысл произведения. Не случайно, по-видимому, первые наброски картины относятся еще к 1826 г. следующему за разгромом восстания декабристов. Однако результат работы — законченная картина — не вполне оправдал вложенную в нее идею: страдания людей, с большой экспрессией переданные художником, вызывают сочувствие к «виновным» и возмущение бессмысленной жестокостью наказания.

Изучение подготовительных материалов к картине позволяет установить, как менялось ее композиционное решение, а тем самым и замысел, как фигура Моисея — одна из центральных первоначально — была отодвинута на дальний план, уступив место фигурам «страдающих», как внимательно подыскивал Бруни нужный для картины типаж. Во всем этом сказался интерес художника к своим героям, отличный от того, который испытывали предшественники Бруни. У последних персонажи картин были, по сути дела, весьма обезличенными, у Бруни же действующими лицами являются люди, наделенные конкретными чувствами и страстями. Эмоциональное напряжение «Медного змия» создается не только драматизмом самого события но главным образом, переживаниями его участников. Чтобы усилить впечатление от картины, а также подчеркнуть конкретность обстановки, в которой совершается действие, живописец тщательно продумывает пейзаж (изображена каменистая пустыня) и колористическую гамму, выдерживая ее в мрачных тонах.

Художник по-новому решает композицию. Значительно углубив пространство, он с большой свободой разместил на полотне около шестидесяти фигур. Разнообразие поворотов, движений и поз говорит об исключительной изобретательности художника и безупречном знании законов перспективы, рисунка и анатомии человека.

Бруни продолжил в «Медном змие» начатые им ранее поиски индивидуального психологического образа, но не смог далеко продвинуться на этом пути. Живое творческое начало с первых шагов оказалось в противоречии с реакционной идеей «охранительного» характера. В дальнейшем творчество Бруни (монументальные росписи в Исаакиевском соборе) становится все более отвлеченным и проникнутым мистицизмом.

Г.В. Смирнов



Далее: Скульптура и пластика начала XIX в.

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Федор Антонович Бруни  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта