Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Русская портретная живопись начала и середины ХIХ в.

Некоторыми произведениями близок к творчеству Кипренского Николай Иванович Аргунов (1771 — после 1829), портретист, ученик своего отца И. П. Аргунова. Портрет Г.Варгина (1814) привлекает внимание зрителя ясностью и выразительностью характеристики.

Новые искания захватывали и тех портретистов, которые горло близко связаны с Академией художеств. Иван Еремеевич Яковлев (1787 — 1843) в двойном портрете «Приятели» удачно передал душевное волнение молодых людей, прислушивающихся к музыке.

Поиски одухотворенности образа определяют трактовку портретов, написанных Иваном Смирновским (до 1783-после 1825). Художник старается глубже передать чувства и настроения людей. Созданный им в 1822 г. портрет Е. Мюллер свидетельствует о плодотворном использовании лучших образцов русской портретной живописи начала ХIХ столетия.

Александр Осипович Орловский (1777 — 1832)

Гуманистические основы творчества, ярко проявившиеся в портретах Кипренского, нашли иное выражение в произведениях Александра Осиповича Орловского (1777 — 1832), одного из наиболее оригинальных мастеров русского искусства первой трети XIX в. Особенно успешно он работал в различных областях графики — в рисунке, литографии, офорте (см. работы в простенках и в витринах). Обширный жизненный опыт позволил Орловскому отразить в творчестве многие стороны действительности и дать демократическую оценку ее явлениям.

Орловский родился в Польше в бедной семье, в юности был и учеником художника, и актером бродячего цирка. В 1794 г. он участвовал в борьбе польского народа за освобождение страны. Поселившись в Петербурге, художник любовно изображал в своих работах польских крестьянин-повстанцев и со злой иронией — шляхту. С глубоким доброжелательным интересом запечатлел он суровый облик воинов начала столетия — представителей многочисленных народностей России, подробно зарисовывал петербургские уличные сцены, литографировал их, нередко изображал привалы у костров, всадников, боевые схватки.

А.О.Орловский. Портрет шляхтича
А.О.Орловский. Портрет шляхтича
Государственный Русский музей


Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу,—
обращался к нему А. С. Пушкин.

Александр Григорьевич Варнек (1782 — 1843)

Александр Григорьевич Варнек (1782 — 1843), сверстник Кипренского, в Академии был учеником Щукина, а в зрелые годы профессором портретного класса. Связь с академическими кругами ограничивала творческий диапазон художника, но и в его картинах проявлялось стремление ь правдивому и точному отображению натуры.

Портрет Е. И. Колосовой (начало 1800-х гг.) — ранняя раб«та Варнека, в которой сочетаются художественные традиции XVIII в. с новыми представлениями о задачах портретной живописи. Образ юной артистки привлекает грациозностью, и это впечатление поддерживается лёгкой, словно прозрачной живописью, расплывчатыми контурами, мягким колоритом портрета. Особенно следует отметить стремление художника передать миловидное, хотя и с неправильными чертами, лицо знаменитой балерины.

А.Г.Варнек. Портрет Н. А. Томилова
А.Г.Варнек. Портрет Н. А. Томилова
Государственный Русский музей


Портрет Н. А. Томилова (1825) с воланом, ракеткой и тарелкой вишен, по искренности чувства и живости выражения относится к лучшим детским портретам своего времени.

В портрете В. И. Григоровича (не позднее 1824), сдержанном по цветовой гамме, художник внимательно передал умное, чуть насмешливое лицо издателя одного из первых в России журналов, посвященных вопросам искусства.

Г.В. Смирнов



Далее: Внеакадемическая живопись середины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Русская портретная живопись начала и середины ХIХ в.  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта