Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Русская портретная живопись начала и середины ХIХ в.

Некоторыми произведениями близок к творчеству Кипренского Николай Иванович Аргунов (1771 — после 1829), портретист, ученик своего отца И. П. Аргунова. Портрет Г.Варгина (1814) привлекает внимание зрителя ясностью и выразительностью характеристики.

Новые искания захватывали и тех портретистов, которые горло близко связаны с Академией художеств. Иван Еремеевич Яковлев (1787 — 1843) в двойном портрете «Приятели» удачно передал душевное волнение молодых людей, прислушивающихся к музыке.

Поиски одухотворенности образа определяют трактовку портретов, написанных Иваном Смирновским (до 1783-после 1825). Художник старается глубже передать чувства и настроения людей. Созданный им в 1822 г. портрет Е. Мюллер свидетельствует о плодотворном использовании лучших образцов русской портретной живописи начала ХIХ столетия.

Александр Осипович Орловский (1777 — 1832)

Гуманистические основы творчества, ярко проявившиеся в портретах Кипренского, нашли иное выражение в произведениях Александра Осиповича Орловского (1777 — 1832), одного из наиболее оригинальных мастеров русского искусства первой трети XIX в. Особенно успешно он работал в различных областях графики — в рисунке, литографии, офорте (см. работы в простенках и в витринах). Обширный жизненный опыт позволил Орловскому отразить в творчестве многие стороны действительности и дать демократическую оценку ее явлениям.

Орловский родился в Польше в бедной семье, в юности был и учеником художника, и актером бродячего цирка. В 1794 г. он участвовал в борьбе польского народа за освобождение страны. Поселившись в Петербурге, художник любовно изображал в своих работах польских крестьянин-повстанцев и со злой иронией — шляхту. С глубоким доброжелательным интересом запечатлел он суровый облик воинов начала столетия — представителей многочисленных народностей России, подробно зарисовывал петербургские уличные сцены, литографировал их, нередко изображал привалы у костров, всадников, боевые схватки.

А.О.Орловский. Портрет шляхтича
А.О.Орловский. Портрет шляхтича
Государственный Русский музей


Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу,—
обращался к нему А. С. Пушкин.

Александр Григорьевич Варнек (1782 — 1843)

Александр Григорьевич Варнек (1782 — 1843), сверстник Кипренского, в Академии был учеником Щукина, а в зрелые годы профессором портретного класса. Связь с академическими кругами ограничивала творческий диапазон художника, но и в его картинах проявлялось стремление ь правдивому и точному отображению натуры.

Портрет Е. И. Колосовой (начало 1800-х гг.) — ранняя раб«та Варнека, в которой сочетаются художественные традиции XVIII в. с новыми представлениями о задачах портретной живописи. Образ юной артистки привлекает грациозностью, и это впечатление поддерживается лёгкой, словно прозрачной живописью, расплывчатыми контурами, мягким колоритом портрета. Особенно следует отметить стремление художника передать миловидное, хотя и с неправильными чертами, лицо знаменитой балерины.

А.Г.Варнек. Портрет Н. А. Томилова
А.Г.Варнек. Портрет Н. А. Томилова
Государственный Русский музей


Портрет Н. А. Томилова (1825) с воланом, ракеткой и тарелкой вишен, по искренности чувства и живости выражения относится к лучшим детским портретам своего времени.

В портрете В. И. Григоровича (не позднее 1824), сдержанном по цветовой гамме, художник внимательно передал умное, чуть насмешливое лицо издателя одного из первых в России журналов, посвященных вопросам искусства.

Г.В. Смирнов



Далее: Внеакадемическая живопись середины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Русская портретная живопись начала и середины ХIХ в.  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта