Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Романтизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX века

Романтическая приподнятость и поиски реалистического отображения натуры на основе более глубокого познания действительности характеризует творчество скульпторов В. И. Орловского, Ф. П. Толстого и И. П. Витали.

Борис Иванович Орловский (1793-1837)

Поэтически-романтическое восприятие мира убедительно выражено в работах Бориса Ивановича Орловского (1793-1837); полны юношеского очарования изнеженный Парис и несколько угловатый фавн, стоящий с цевницей (свирелью) в руках (обе статуи созданы в 1824, переведены в мрамор в 1838)

Проникнута искренним чувством спокойная по ритму группа «Фавн и вакханка» (исполнена в мраморе в 1837). Поэтически воспевая дружбу и любовь, Орловский как бы призывает вернуться к природе «простой и неукрашенной». В лирической эмоциональности и гармонической уравновешенности группы отражается светлое, оптимистическое мировоззрение автора.

Б.И.Орловский. Ян Усмарь
Б.И.Орловский. Ян Усмарь
Государственный Русский музей


Страстный, драматический характер носит небольшая группа «Ян Усмарь» (1831, бронза, отливка 1911, зал 16). В бурном движении разъяренного животного и спокойной мощи укрощающего его юноши убедительно выражены и напряженность борьбы, и радость победителя.

В области монументальной скульптуры Орловский создал величественные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, и ныне украшающие площадь перед Казанским собором в Ленинграде.

Федор Петрович Толстой (1783-1873)

Реалистический метод своеобразно сказался и на художественном строе произведений медальера, скульптора, живописца и графика Федора Петровича Толстого (1783-1873). Мастер требовал строгого соблюдения «верности обычаев, костюмов, местностей и стран». Толстой был влюблен в древнюю Грецию, романтически мечтал о «красивой древности» и, по собственному признанию, полагал «свои произведения в античном греческом вкусе, как лучшем в изящных искусствах».

В 1810 — 1815 гг. Толстой исполнил в воске ряд барельефов на сюжеты из «Одиссеи» Гомера: «Телемак в гостях у Менелая», «Пир женихов Пенелопы», «Одиссей убивает женихов Пенелопы», «Меркурий ведет тени женихов в ад» '. Все сцены проникнуты глубоким драматизмом: горько плачет Телемак, вспоминая пропавшего отца; безрадостно, с предчувствием неминуемого возмездия, пируют женихи. В композиции введено много бытовых подробностей, переданных любовно и с археологической точностью, однако действие в сценах не распадается на случайные жанровые эпизоды. В барельефе «Меркурий ведет тени женихов в ад» мрачный пейзаж с полуразрушенной аркой усиливает впечатление романтической таинственности. Нейтральный фон классического рельефа заменяется в барельефах Толстого пространственной глубиной с уходящими вдаль колоннадами, равниной, холмами и рекой.

Ф.П.Толстой. Одиссей убивает женихов Пенелопы
Ф.П.Толстой. Одиссей убивает женихов Пенелопы
Государственный Русский музей


В серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года (1814 — 1836, воск) Толстой в аллегорических сценах, сдержанных и лаконичных по композиции, зовет как художник-патриот к энергичной борьбе с врагами. «Враг мой и бога моего! Поля и горы да намокнут кровью твоею», «Чей меч не сокрушится о скалу народной твердыни?», «Так погибают враги Отечества моего», — говорит художник в объяснении к отдельным изображениям.

Толстой был превосходным портретистом. В любимой «миниатюрной» технике барельефов он создает серию семейных портретов, необычайно тонко передающих характер и своеобразные индивидуальные черты человека.

Иван Петрович Витали

Творчество Ивана Петровича Витали (1794 — 1855) проникнуто романтическим отношением к натуре. В портретных бюстах скульптор стремился передать лучшие черты характера человека, «удержать лучшее лица и облагородить его».

В бюсте А. С. Пушкина (бронза, отливка конца XIX в.) выражено большое чувство любви и уважения к великому поэту и человеку.

И.П. Витали. Венера, снимающая сандалию
И.П. Витали. Венера, снимающая сандалию
Государственный Русский музей


В другой работе (1836, гипс) правдиво переданы портретные черты К. П. Брюллова. Восторженный поклонник выдающегося мастера живописи, Витали, вместе с тем, создает и возвышенный поэтический образ художника, придавая ему черты Аполлона — бога-покровителя искусств у древних греков и римлян.

Сочетание романтического подхода к натуре с традиционным классицистическим пониманием образа античной богини сказалось в изысканной по ритмам движения «Венере, снимающей сандалию» (1852, мрамор). Трактовка темы носит интимный, камерный характер; утонченные пропорции фигуры усиливают поэтическую выразительность образа.

Скульптурные произведения XIX века в залах Русского музея

Голова Петра I (1767, гипс) работы Этьена Мориса Фальконе (1716 — 1791) и его ученицы Марии-Анны Колло (1748-1821) — оригинал с модели, по которой отливался памятник Петру 1 («Медный всадник»). В работе чувствуется глубокое понимание исторического значения Петра; авторы создали убедительный образ энергичного преобразователя России.

О способности Ивана Петровича Мартоса (1754—1835) к живой эмоциональной передаче образов античности свидетельствует «Актеон» (or. 1800, гипс) — статуя знаменитого фиванского охотника, по легенде превращенного в оленя и растерзанного своими же собаками. Неуверенный бег Актеона, искаженное испугом лицо, тревожный взгляд говорят о трагической обреченности юноши. Фигура свободно располагается в пространстве; ясная, с замкнутым силуэтом, композиция и характерная для классицизма моделировка тела отличают эту работу.

Иосифу Камберлену (1766 — 1821) принадлежит аллегорическая статуя «Река» (1809, гипс), послужившая моделью для одной из декоративных фигур Ростральных колонн на Стрелке Васильевск»эго острова в Ленинграде.

Статуя «Играющитл в городки» (1839. гипс) выполнена Антоном Андреевичем Ивановым (1815 — 1848) как академическая программа на Первую золотую медаль. Она близка к «Парням» Пименова и Логановского. Фигура с прекрасно проработанной мускулатурой естественна и энергична в движении.

Подкупает правдивостью изображения старческого лица портрет писателя, президента Российской Академии наук А. С. Шишкова, исполненный А.А. Ивановым.

В мраморной статуе «Отрок Ломоносов на родине» (1845) Иванов еще решительнее подходит к реалистическому раскрытию образа; Ломоносов изображен сидящим на скале; он одет в крестьянскую рубаху, на коленях у него раскрытая книга, задумчиво сосредоточенный взгляд устремлен вдаль; у ног ленсит рыбачья сеть, напоминая обстановку, в которой проходило детство гениального ученого. Иванову удалось создать вдохновенный и содержательный образ, словно навеянный известными стихами А. С. Пушкина:
...Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять.

Николай Андреевич Токарев (1787 — 1866) исполнил проект скромного надгробного памятника (1839 — 1840, гипс) с урной и лирически скорбной фигурой плакальщицы, трактованной в романтических традициях начала XIX в. Гармонирует с архитектурой декоративная статуя «Пророк» (1842 — 1843, чугун), предназначавшаяся для фронтона здания Римско-католической духовной академии в Петербурге.

Живое реалистическое ощущение натуры передано в энергичном «Кулачном бойце» (1849, гипс) Федора Петровича Крейтана (1823 — 1869), помогавшего П. К. Клодту в работе над декоративными группами «Укротителей коней».

Укрепление реалистических традиций в скульптуре первой половины XIX в. сказалось и в творчестве Александра Ивановича Теребенева (1812 — 1859). В статуэтке А. С. Пушкина (1837, чугун) присутствует элемент жанровой трактовки образа великого поэта.

Г.М. Преснов



Далее: Орест Адамович Кипренский

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Романтизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX века  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта