Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Василий Андреевич Тропинин

Наряду с Венециановым крупную роль в развитии русской реалистической живописи первой половины XIX в., прежде всего в области портрета, сыграл Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857). Деятельность его как живописца, начатая им крепостным художником на Украине, с середины 1820-х гг. н до конца жизни протекала в Москве. В молодости он провел несколько лет в Академии художеств, где был учеником С. С. Щукина. Впоследствии, вспоминая прошлое, Тропинин говорил: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии; я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех. Лучший учитель — природа...»

Наиболее значительную часть художественного наследства Тропинина составляют портреты, образующие в своей совокупности галерею портретов современных художнику людей. Здесь мы встречаем изображения известных деятелей литературного и художественного мира (среди них портрет А. С. Пушкина, находящийся во Всесоюзном музее А. С. Пушкина), представителей дворянских и купеческих кругов, многочисленные образы простых людей из народа-родных и друзей художника. Любовь и сочувствие к народу, среди которого Тропинин провел долгие годы крепостной неволи, являются основой миросозерцания художника и определяют демократическую устремленность всего его творчества.

Число дошедших до нас ранних работ Тропинина невелико. В Русском музее представлен «Портретом украинца» (ок. 1820), выразительно передающий национальные черты в подлинно народный тип крестьянина.

В.А.Тропинин. Портрет гравера Н.И.Уткина
В.А.Тропинин. Портрет гравера Н.И.Уткина
Государственный Русский музей


«Портрет гравера Н. И. Уткина» (1824) весьма характером для творческого метода Тропинина, его подхода к раскрытию образа портретируемого. Художник изобразил Уткина почти в полный рост, сидящим за работой с граверным инструментом в руке, которым он касается медной доски; лицо Уткина обращено прямо к зрителю.

«Минутность» поворота придает удивительную непринужденность сцене, а рабочая обстановка — интимный, «домашний» характер изображению. Тропинин избегал всякой парадности, которая могла бы заглушить в образе основное — человеческое, задушевное.

В.А.Тропинин. Старуха с курицей
В.А.Тропинин. Старуха с курицей
Государственный Русский музей


«Портрет старухи с курицей» (1856) поражает глубокой изненной правдой; написанный Тропининым в возрасте восьмидесяти лет, портрет свидетельствует о неистощимости творческой силы художника, о его неизменном влечении к искусству.

В.А.Тропинин. Девушка со свечой
В.А.Тропинин. Девушка со свечой
Государственный Русский музей


Желание полнее и шире отобразить в искусстве все, чем наполнена жизнь человека — его интересы, радости, горести — привело Тропинина к разработке своеобразного, портретно–бытового жанра. Произведения этого жанра в основе своей также являлись портретами, но портретами типовыми. Таков «Гитарист» (1839)— образ, неоднократно повторенный Тропининым в различных вариантах. К этой же группе произведений принадлежат «Девушка со свечой» (1840-е гг.), где мастерски передано освещение, и «Женщина в окне», или «Казначейша», (1841) — картина, написанная по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.


Г.В. Смирнов



Далее: Павел Андреевич Федотов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Василий Андреевич Тропинин  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта