Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Василий Андреевич Тропинин

Наряду с Венециановым крупную роль в развитии русской реалистической живописи первой половины XIX в., прежде всего в области портрета, сыграл Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857). Деятельность его как живописца, начатая им крепостным художником на Украине, с середины 1820-х гг. н до конца жизни протекала в Москве. В молодости он провел несколько лет в Академии художеств, где был учеником С. С. Щукина. Впоследствии, вспоминая прошлое, Тропинин говорил: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии; я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех. Лучший учитель — природа...»

Наиболее значительную часть художественного наследства Тропинина составляют портреты, образующие в своей совокупности галерею портретов современных художнику людей. Здесь мы встречаем изображения известных деятелей литературного и художественного мира (среди них портрет А. С. Пушкина, находящийся во Всесоюзном музее А. С. Пушкина), представителей дворянских и купеческих кругов, многочисленные образы простых людей из народа-родных и друзей художника. Любовь и сочувствие к народу, среди которого Тропинин провел долгие годы крепостной неволи, являются основой миросозерцания художника и определяют демократическую устремленность всего его творчества.

Число дошедших до нас ранних работ Тропинина невелико. В Русском музее представлен «Портретом украинца» (ок. 1820), выразительно передающий национальные черты в подлинно народный тип крестьянина.

В.А.Тропинин. Портрет гравера Н.И.Уткина
В.А.Тропинин. Портрет гравера Н.И.Уткина
Государственный Русский музей


«Портрет гравера Н. И. Уткина» (1824) весьма характером для творческого метода Тропинина, его подхода к раскрытию образа портретируемого. Художник изобразил Уткина почти в полный рост, сидящим за работой с граверным инструментом в руке, которым он касается медной доски; лицо Уткина обращено прямо к зрителю.

«Минутность» поворота придает удивительную непринужденность сцене, а рабочая обстановка — интимный, «домашний» характер изображению. Тропинин избегал всякой парадности, которая могла бы заглушить в образе основное — человеческое, задушевное.

В.А.Тропинин. Старуха с курицей
В.А.Тропинин. Старуха с курицей
Государственный Русский музей


«Портрет старухи с курицей» (1856) поражает глубокой изненной правдой; написанный Тропининым в возрасте восьмидесяти лет, портрет свидетельствует о неистощимости творческой силы художника, о его неизменном влечении к искусству.

В.А.Тропинин. Девушка со свечой
В.А.Тропинин. Девушка со свечой
Государственный Русский музей


Желание полнее и шире отобразить в искусстве все, чем наполнена жизнь человека — его интересы, радости, горести — привело Тропинина к разработке своеобразного, портретно–бытового жанра. Произведения этого жанра в основе своей также являлись портретами, но портретами типовыми. Таков «Гитарист» (1839)— образ, неоднократно повторенный Тропининым в различных вариантах. К этой же группе произведений принадлежат «Девушка со свечой» (1840-е гг.), где мастерски передано освещение, и «Женщина в окне», или «Казначейша», (1841) — картина, написанная по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.


Г.В. Смирнов



Далее: Павел Андреевич Федотов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Василий Андреевич Тропинин  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта