Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Карл Павлович Брюллов

Деятельность Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852)— выдающееся явление русской художественной жизни l830 — 1840-х гг. Широта и разнообразие замыслов, огромный живописный талант, необычайная работоспособность обеспечили художнику быструю и заслуженную славу. Творческие искания и задачи, которые ставил перед собой Брюллов, не укладывались в рамки традиционных академических представлений о целях и назначении искусства. Они были неизмеримо богаче и жизненный этих представлений, стремились нарушить или опровергнуть их. Деятельность художника протекала в постоянном и живом общении с передовыми людьми эпохи — А, С. Пушкиным, М. И. Глинкой, Н. В. Гоголем. И если в творческом методе Брюллова встречались противоречия, в основе своей обусловленные академической системой обучения, то в его творчестве в целом всегда имелись, а с годами все более укреплялись черты, позволяющие видеть в Брюллове крупнейшего мастера прогрессивного направления, во многом подготовившего дальнейший расцвет русского искусства.

Дарование Брюллова выявилось с первых лет академического учения. Программа, написанная им на Малую золотую медаль, «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде» (1819), показала не только прочно усвоенные знания профессиональных приемов, но и тонкое поэтическое чувство в передаче древнего мифа о самовлюбленном юноше Нарциссе. Направленный Обществом поощрения художников после окончания Академии в Италию, Брюллов вскоре завоевал там признание художественных кругов. К этому периоду относится его картина «Итальянский полдень» (1827), на которой изображена молодая женщина, срывающая гроздь винограда. Бытовой мотив, положенный в основу картины, живой жизнерадостный образ итальянки, переливы солнечного света на зелени листьев и на лице девушки — все это противоречило академическим правилам. Художнику было поставлено на вид, что модель его «более приятных, нежели изящных соразмерностей». В ответном письме из Рима Брюллов, защищая формы «простой натуры, которые... чаще встречаются и более даже нравятся, нежели строгая красота статуй», настаивал на праве художника «отступать от условной красоты форм».

И тем же годам пребывания в Италии относится работа Брюллова над картиной «Последний день Помпеи» (1833). Картина изображает гибель небольшого города, расположенного близ Неаполя, в результате извержения Везувия в 79 г. нашей эры. Жители — старики, молодые и дети-спасаются бегством. Рушатся каменные постройки, темная туча застилает небо, синевато-белая вспышка молнии и зарево пожара освещают сцену.

К.П.Брюллов. Последний день Помпеи
К.П.Брюллов. Последний день Помпеи
Государственный Русский музей


Работая над произведением, Брюллов точно следовал описанию катастрофы, оставленному очевидцем события Плпнием Младшим в письме к историку Тациту. Помимо того. художник изучал на месте руины города, отрытого из-под пепла, предметы, найденные при раскопках и сохраненные в музеях. Брюллов стремился к исторически верному и правдоподобному воспроизведению этого бедствия.

Если сравнить «Последний день Помпеи» с «Медным змием», станет понятным, почему Брюллов, а не Бруни, явился подлинным новатором в искусстве своего времени (и не только потому, что картина Брюллова была закончена восемью годами раньше картины Бруни; задуманы они почти одновременно).

Основной мыслью «Медного змия» является признание высшей силы, руководящей судьбами людей. Независимо от того, верил или не верил автор в «божественный промысел», реакционность идеи усугублялась тем, что она символизировала «земные» отношения и утверждала — в условиях царской России — незыблемость самодержавия.

«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная, непреходящая ценность в мире — человек. Герои картины физически бессильны сопротивляться стихии, но воля к жизни побуждает их к активной защите и взаимопомощи; пока они живы, они противостоят разрушительной силе природы. Все внимание Брюллова сосредоточено на человеке — художник прославляет его духовное превосходство и красоту.

Жизнеутверждающая сила картины была по достоинству оценена Н. В. Гоголем, который посвятил «Последнему дню Помпеи» большую статью. Гоголь писал: «Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения... у Брюллова... человек является для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы... Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотою».

Заслуги Брюллова в обновлении художественных принципов неоспоримы. Но также несомненно, что творчество художника в известной мере было связано начинающими отживать эстетическими воззрениями классицизма. Воспитанный в Академии на тщательном изучении памятников античного искусства и в поисках сюжета для картины не случайно остановивший выбор на событии из истории древнего мира, художник стремился придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, а всему, что их окружает, — гармоническую соразмерность и уравновешенность. Даже в момент стихийной катастрофы улицы Помпеи на картине Брюллова не загромождены обломками зданий и одежда людей не запятнана сажей или грязью. И самим персонажам «Последнего дня Помпеи» свойственны сдержанная жестикуляция и выразительная, но не искажающая классических черт лица мимика, хотя при этом известно, что для многих из них позировали жители Рима, а в одном из персонажей нетрудно узнать автора (художник с ящиком на голове в левой части картины), так же, как в женщине, обнимающей дочерей (слева, на переднем плане), — Ю. П. Самойлову (ее портрет работы Брюллова находится в том же зале).

Эта гармония форм, соблюденная даже в изображении народного бедствия, придает картине торжественный и несколько условный характер — отзвук традиций, уже во многом преодоленных Брюлловым.

Передовые современники художника видели в произведении прежде всего воплощение глубокой гуманистической мысли и справедливо оценивали картину как «...одно из ярких явлений XIX века» (Н. В. Гоголь). Их удивлял размах и восхищала смелость, с которой художник представил гибель Помпеи:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом
Пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон,
(А. С. Пушкин)

В творческом наследии Брюллова чрезвычайно важное место занимают портретные работы. Именно в этой области художником были созданы наиболее выдающиеся произведения. В музее с большой полнотой представлен парадный портрет-картина, возрождение которого в 30-х гг. XIX в. всецело принадлежит Брюллову.

Портрет кн. Е. П. Салтыковой (1841) — одна из лучших работ художника в серии парадных портретов. Молодая женщина изображена сидящей в кресле посреди комнаты. Зелень декоративных растений, переливчатые тона опахала из павлиньих перьев, шелковые ткани платья и шкура леопарда на полу дают Брюллову возможность с виртуозным блеском проявить живописное мастерство. Изысканная красочность портрета помогает своей декоративной контрастностью оттенить овал привлекательного задумчивого п утомленного лица.

К.П.Брюллов. Портрет гр.Ю.П. Самойловой с приемной дочерью, удаляющейся с бала
К.П.Брюллов. Портрет гр.Ю.П. Самойловой с приемной дочерью, удаляющейся с бала
Государственный Русский музей


«Портрет гр.Ю. Самойловой с приемной дочерью, удаляющейся с бала» (написан не позднее 1842), подобно предыдущему, был задуман как картина с фигурами в рост более, чем в натуральную величину. Однако «картинное» решение не помешало Брюллову концентрировать внимание на портретном образе и направить все средства к максимальной выразительности его. Этому служат и колористический дар Брюллова, его любовь к интенсивному цвету и смелым красочным сочетаниям, и композиционное построение, монументальное в своей устойчивости, неисчерпаемо богатое внутренними ритмами.

В отличие от распространенного в XVIII в. типа парадного портрета, единообразного по композиции, Брюллов для каждого нового портрета умел находить несходное с прежними решение. Самойлова и воспитанница стоят на ступенях лестницы; в глубине виден зал, где продолжается маскарад, только что покинутый уходящими. Движения, повороты фигур, жесты, как всегда у Брюллова, точны и неповторимы.

Искусство Брюллова знало и другой вид портрета-портрет, освобожденный от парадного великолепия обстановки, интимный по существу, с большим проникновением во внутренний мир человека. В эту группу входят портреты друзей художника, близких ему людей, деятелей искусства и литературы.

К раннему периоду творчества — 1820-м гг. — относятся портреты неизвестного молодого человека и брата художника, архитектора А. П. Брюллова. Для этих произведений характерны сдержанная цветовая гамма и широкая живописная манера, ведущая к более обобщенной трактовке формы, чем в других работах Брюллова того же времени.

Вскоре после возвращения на родину, в 1836 г. был написан портрет А. А. Перовского (писателя Антона Погорельского) в домашнем халате, у окна. В нем еще сохраняются некоторые элементы обстановочности и декоративности больших парадных портретов. Брюллову удалось передать мгновенное состояние натуры, находящейся в постоянном движении: поза Перовского непринужденно изменчива, кажется, что через минуту станут иными наклон головы, выражение лица, движение пальцев, держащих табакерку.

На тех же началах основана характеристика образа в портрете поэта А. К. Толстого (1836) с охотничьей собакой и ружьем. Красивы сочетания черных (бархат костюма), коричневых (кожаная сумка) и зеленых (листва деревьев) тонов, придающие несколько декоративный характер цветовому решению портрета.

Неоконченный портрет оперной артистки А. Я. Воробьевой-Петровой (1841) свидетельствует о стремлении художника запечатлеть на полотне прежде всего основные черты, необходимые для характеристики образа. На гладком сером фоне рельефно выделяется овал лица, окаймленный локонами темно-каштановых волос, и стройная фигура в лилово-коричневом платье. Брюллов сохранил элемент действия, придающий такую жизненность его портретам и обогащающий психологическую характеристику образа, — в руках у певицы ноты, взгляд устремлен вверх, рот приоткрыт. Изысканна красочная гамма портрета.

Автопортрет (1848) является повторением работы, принадлежащей Третьяковской галерее. В его создании принимал участие один из учеников Брюллова, но закончен он самим мастером. Перед нами изнуренный болезнью человек с напряженным и строгим взглядом и запавшими щеками, бледность которых особенно подчеркнута сопоставлением с черной бархатной курткой и красной обивкой кресла. Приглушенный колорит усиливает впечатление общей сосредоточенности и тревожного ожидания. Произведение принадлежит к числу наиболее реалистических и острых по глубине характеристики портретных работ художника.

Многосторонний и яркий талант Брюллова сказался и в его графических композициях. Нередко мастер вводил в эти произведения бытовые сценки.

Г.В. Смирнов



Далее: Пейзажная живопись первой половины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Карл Павлович Брюллов  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта