Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Русская живопись первой трети XlX в.

Русское искусство первой трети XlX в. представляло собой сложную картину, отразившую социальные противоречия и напряженную идеологическую борьбу общественных группировок. Отечественная война 1812 года вызвала национальный подъем, охвативший все слои русского общества; освободительные идеи получали все более широкое распространение.

Усиление политической реакции в годы царствования Николая I после восстания декабристов не могли задержать рост национального самосознания. Совокупность условий определила с большей или меньшей ясностью идейно-творческие направления в искусстве и литературе первой половины XIX в. Литература явилась той областью, в которой прогрессивные демократические силы проявили себя с наибольшей отчетливостью. Но и в изобразительном искусстве, более доступном контролю со стороны правительственных органов, передовая общественная мысль находила способы выразить свое отношение к животрепещущим вопросам современности. С 1820-х гг. начинается бурное развитие литографии, незадолго до этого возникшей в России, наиболее массового и демократического вида изобразительного искусства в это время. Книжная иллюстрация также испытывает небывалый подъем, наряду с литературой выполняя большую просветительскую миссию. Многие произведения живописи и скульптуры, в свою очередь, явились проводниками прогрессивных идей. Основным методом искусства становился метод реалистического показа действительности.

Позиция Академии художеств в годы становления реалистического искусства приобретала все более консервативный и охранительный характер. В своей воспитательной и педагогической деятельности Академия отгораживалась от жизни, от волнующих общество вопросов. Это во многом было обусловлено ее положением учреждения, с 1829 г. перешедшего в непосредственное ведение императорского двора. Неудивительно, что со второй четверти XIX в. идейную направленность творчества художников стало возможным определять по их отношению к Академии: все, чьи мысли были обращены к народу, его жизни, его интересам, неизбежно становились противниками академической косности и рутины.

Андрей Иванович Иванов (1776 — 1848)

В начале XIX столетия Академия художеств еще полностью сохраняла значение художественного центра страны. Ее руководящую профессорскую группу по классу исторической живописи составляли ученики Угрюмова, среди которых в первую очередь следует назвать Андрея Ивановича Иванова (1776 — 1848), автора ряда произведений па темы из русской истории.

Картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (ок. 1810) передает летописный рассказ о смелом юноше, прошедшем ночью через стан врагов, чтобы привести помощь осажденному городу. Выбор темы, прославляющей гражданскую самоотверженность и любовь к родине, говорит о высоком понимании Ивановым задач и назначения искусства. Характерным для художника является также выбор героем произведения не князя или полководца, но безымянного юноши из народа, совершающего подвиг для блага родного города.

А.И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году
А.И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году
Государственный Русский музей


Работая над картиной, художник соблюдал формальные требования современного ему искусства. Главные персонажи выделены светом, фигуры статуарны и обнажены, по расположению вписываются в треугольник, образуя устойчивую слитную композицию. Но, вместе с тем, Иванов стремился к более конкретному воспроизведению обстановки, в которой происходило действие, и к большей, чем это было хотя бы в картинах Угрюмова, индивидуализации действующих лиц.

Вторая картина художника — «Единоборство Мстислава с Редедей» (1812) — изображает событие, память о котором также сохранили народные предания и летописи. Оберегая землю от вражеских набегов, древнерусский князь Мстислав Удалой со своими воинами близ города Переяслава преградил дорогу косожскому князю Редеде. До начала битвы вожди обеих сторон встретились в поединке. Картина передает решающий момент схватки: поражение Редеди — грузного, тяжелого великана, победу юного атлетически стройного Мстислава.

А.И. Иванов. Единоборство Мстислава с Редедей
А.И. Иванов. Единоборство Мстислава с Редедей
Государственный Русский музей


Желая подчеркнуть торжественную значительность события, Иванов придал картине аллегорический характер: над Мстиславом он изобразил парящую Славу с лавровым венком и знаменем победы в руках. Для полного уяснения идейного смысла картины надо учесть, что она была написана в год нашествия Наполеона на Россию. Напоминая о ратных подвигах предков, защищавших родную страну, картина призывала современников к победе над врагом.

Дмитрий Иванович Иванов (1782 — после 1810)

Идеи гражданской доблести, служения родине, самопожертвования на благо ее преобладали в исторической живописи Академии начала XIX в. Картина Дмитрия Ивановича Иванова (1782 — после 1810) «Вручение Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу» (1808) героизирует один из эпизодов борьбы древнего Новгорода с Москвой. Сопротивление новгородское правящей верхушки объединительной политике Московского государства имело реакционный характер. Однако в представлении многих передовых людей — современников художника — Новгород оставался символом свободолюбия и независимости и в этом смысле противопоставлялся деспотизму самодержавия.

Д.И. Иванов. Вручение Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу
Д.И. Иванов. Вручение Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу
Государственный Русский музей


Василий Кондратьевич Сазонов (1789 — 1870)

Крупнейшее событие русской истории, положившее начало освобождению Руси от монгольского ига, — Куликовская битва — часто привлекало внимание художников. Этому событию посвящена картина Василия Кондратьевича Сазонова (1789 — 1870) «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1824). Художник изобразил окруженного дружиной раненого князя, перед которым склонились пленные татарские военачальники.

В.К.Сазонов. Дмитрий Донской на Куликовом поле
В.К.Сазонов. Дмитрий Донской на Куликовом поле
Государственный Русский музей


Героические события Отечественной войны 1812 года нашли непосредственный отклик в искусстве и даже в учебных заданиях Академии. Возможно, тому же Сазонову принадлежит картина «Расстрел русских патриотов французами в Москве», исполненная под руководством Шебуева в 1813 г, как программная работа на золотую медаль. (На эту тему писал картину и другой ученик Шебуева, Михаил Тихонов, также награжденный медалью. Сохранились обе картины — одна в Третьяковской галерее, другая в Русском музее, но точное авторство их пока не установлено). В произведении запечатлен героизм русских крепостных крестьян и дворовых, которые отдают жизнь за отечество, «но соглашаясь исполнить повеление Наполеоново».

Иван Васильевич Лучанинов (1780-е — 1824)

Товарищ Тихонова и Сазонова по Академии Иван Васильевич Лучанинов (1780-е — 1824) отозвался на современные события полотном «Благословение ополченца» (1812), героями которого выступают простые русские люди. Большой заслугой художника было стремление отразить в произведении глубокие чувства достоинства и печали, которыми полны участники проводов молодого ратника. Нельзя не отметить внимания к таким подробностям картины, как народные русские костюмы, предметы крестьянского быта и пр., подчеркивающим ее национальный характер.

Картина Лучанинова имела большой успех; по ней тогда же были исполнены шпалера (тканая картина) и гравюра с посвящением от автора-гравера Андрея Григорьевича Ухтомского «Славному народу Русскому».

И.В.Лучанинов. Благословение ополченца
И.В.Лучанинов. Благословение ополченца
Государственный Русский музей


Владимир Иванович Мошков (1792 — 1839)

Программная (на звание академика) работа Владимира Ивановича Мошкова (1792 — 1839) «Сражение под Лейпцигом 6 октября 1813 года» (1815) представляет пример редкой еще в эти годы большой батальной картины. Художник не был очевидцем знаменитой битвы, окончательно сломившей силы Наполеона, но в своей картине старался передать грандиозный размах и упорство боя, с возможной точностью воспроизвести топографию места.

В.И.Мошков. Сражение под Лейпцигом 6 октября 1813 года
В.И.Мошков. Сражение под Лейпцигом 6 октября 1813 года
Государственный Русский музей


Алексей Егорович Егоров (1776-1851)

К числу наиболее известных учеников Угрюмова и видных представителей старшего поколения художников XIX в. принадлежал Алексей Егорович Егоров (1776-1851) . Прозванный современниками «русским Рафаэлем», Егоров пользовался славой выдающегося рисовальщика (ого графические работы выставлены в витринах). Он работал преимущественно в области религиозной живописи, но был известен и как портретист. Превосходным образцом мастерства художника служит портрет М. П. Буяльской (1824), выразительный по живой характеристике лица, красивый по ритму линий и сочетанию черных, красных, белых и серых тонов.

А.Е.Егоров. Портрет М. П. Буяльской
А.Е.Егоров. Портрет М. П. Буяльской
Государственный Русский музей


Василий Кузькин Шебуев (1777 — 1855)

Подобно Андрею Иванову и Егорову, Василий Кузькин Шебуев (1777 — 1855) отдал много сил преподаванию в Академии. Из его работ представлены портрет чиновника в отставке Швыкина (1833), написанный с теплотой и юмором, несколько неожиданными в «строгом» академике, и большая историческая картина «Подвиг Иголкина» (1839). Темой последней послужил рассказ о новгородском купце Иголкине, взятом шведами в плен во время Северной войны. Заключенный в крепость Иголкин убил приставленного к нему часового, оскорбительно отзывавшегося о России и Петре. Шебуев продолжил этой картиной традиции героико-патриотического жанра конца XVIII-начала XIX в. в годы, когда общий характер академического искусства становился все более официально-казенным.

В.К.Шебуев. Подвиг Иголкина
В.К.Шебуев. Подвиг Иголкина
Государственный Русский музей


Интересно отметить, что Шебуев внес в историческую картину много нового, по сравнению с произведениями начала века: большую точность в воспроизведении обстановки и места действия, более глубокую психологическую характеристику персонажей. Хронологически картина «Подвиг Иголкина» принадлежит к периоду, когда в полную силу развернулась деятельность художников следующего поколения — учеников Андрея Иванова, Егорова, самого Шебуева. Это поколение представлено именами Ф. A. Бруни и П. В. Басина.

Г.В. Смирнов



Далее: Федор Антонович Бруни

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Русская живопись первой трети XIX в.  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта