Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Скульптура и пластика начала XIX в.

Развитие реалистических тенденций, героического и гуманистического содержания в пластике первой половины XIX в. было проявлением интенсивного роста русской национальной культуры. Наиболее последовательно и ярко это сказалось в творчестве С. С. Пименова, П. П. Соколова, В. И. Демут-Малиновского, М. Г. Крылова, А. И. Теребенева, Н. А. Токарева, А. А. Иванова, Н. С. Пименова и П. К. Клодта.

Степан Степанович Пименов (1784 — 1833)

Степан Степанович Пименов (1784 — 1833), ученик Козловского, много работал s области декоративной и мемориальной скульптуры.

В проекте надгробного памятника скульптору М. И. Козловскому (1802, гипс) Пименов, выполняя предписание Совета Академии художеств придерживаться «больше выражения чувств душевных, чем пышности и парадности драпировок», в фигуре плакальщицы передал большое искреннее чувство. В работах Пименова непосредственное наблюдение натуры сочетается с красотой пластической. Так, в модели аллегорической группы для Горного института «Геркулес, удушающий Антея» (1805 — 1811, медь, чекан) убедительно передана борьба двух гигантов. Мощные фигуры застыли в напряжении борьбы, беспокойный силуэт изнемогающего Антея свидетельствует о победе Геркулеса, о торжестве разума над силами природы.

С.С.Пименов. Геркулес, удушающий Антея
С.С.Пименов. Геркулес, удушающий Антея
Государственный Русский музей


Павел Петрович Соколов (1764 — 1835)

Образам, созданным учеником Мартоса Павлом Петровичесч Соколовым (1764 — 1835), свойственны поэтичность, гармоническая уравновешенность чувств. Соколов — автор статуи «Молочница с разбитым кувшином» (1817, гипс), повторение которой в бронзе, как фонтанная группа, было установлено в Царскосельском парке. Скульптор нашел для пригорюнившейся девушки свободную, естественную позу и, включив в композицию пейзаж (скала), усилил лирическое звучание образа. Пушкин посвятил статуе известные стихи:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа
черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны
разбитой
Дева, над вечной струей, вечно печальна
сидит...

В портрете знаменитого русского актера А. И. Дмитревского (1813, гипс) чувствуется проникновенное отношение автора к своей модели.

П.П.Соколов. Молочница с разбитым кувшином
П.П.Соколов. Молочница с разбитым кувшином
Государственный Русский музей


Василий Иванович Демут-Малиновский (1779 — 1846)

Василию Ивановичу Демут-Малиновскому (1779 — 1846) принадлежит честь первого обращения в монументальной скульптуре к человеку из народа. В величественной статуе «Русский Сцевола» (1813, бронза, отливка 1961г.) скульптор образно отождествляет героизм и самоотверженность русского народа, проявленные им в Отечественную войну 1812 года, с легендарной доблестью древних римлян

По преданию, римский юноша Муций во время войны пробрался в неприятельский лагерь, чтобы убить царя, но был схвачен. Когда ему стали угрожать смертью, он положил правую руку на стоявшую вблизи жаровню, чтобы показать, что он не боится смерти, и не издал ни звука, пока рука медленно тлела на огне. Пораженный героическим поступком юного римлянина, который показал презрение к пыткам, царь этрусков отпустил его, заключил мир - римлянами и отступил от Рима; с тех пор юноша получил прозвище Сцеволы, т. е. Левши.

В.И.Демут-Малиновский. Русский Сцевола
В.И.Демут-Малиновский. Русский Сцевола
Государственный Русский музей


Русский Сцевола изображает один из эпизодов Отечественной войны. В армии Наполеона, по словам Д. Ровинского, клеймили «солдат, вступавших в его службу. Следуя сему обыкновению, наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего в руки французов. Едва узнал он, что сие значит, тотчас схватил топор и отсек клейменую свою руку прочь».

В мужественной фигуре и красивом открытом лице «Сцеволы» нашли отражение духовный и моральный облик простого русского человека. Только то, что крестьянин представлен обнаженным, выдает в авторе художника академической школы.

Большой правдивостью в передаче портретных черт и характера отличается бюст А. В. Суворова (1814, бронза, отливка первой половины XIX в.).

Николай Степанович Пименов (1812 — 1864)
Александр Васильевич Логановский (1810 — 1855)

Среди скульптурных произведений первой половины XIX в. видное место занимают работы Николая Степановича Пименова (1812 — 1864) «Парень, играющий в бабки» (1836, гипс) и Александра Васильевича Логановского (1810 — 1855) «Парень, играющий в свайку» (1836, гипс), выполненные по заданию Академии художеств. Авторы скульптур были награждены Первой золотой медалью. В Академии бытовой сюжет не мог полностью отразить непосредственных жизненных наблюдений, и хотя в фигурах убедительно выражен народный тип русских крестьянских юношей с красивыми лицами, мускулистыми телами, с уверенно-ловкими движениями, все образы корректировались, согласно академической традиции, по «идеальным» образцам античного искусства.

А. С. Пушкин, с восхищением отмечая, что «... наконец, и скульптура в России явилась народная!», назвал Пименова «собратом» по искусству и посвятил произведениям Пименова и Логановского свои знаменитые четверостишия:

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой
о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую
кость.
Вот уж прицелился ... прочь! раздайся, народ
любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской
удалой игре.

Н.С.Пименов. Парень, играющий в бабки
Н.С.Пименов. Парень, играющий в бабки
Государственный Русский музей


Юноша, полный красы, напряженья, усилия
чуждый,
Строен, легок и могуч, — тешится быстрой
игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин,
клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры
отдыхать.

А.В. Логановский. Парень, играющий в свайку
А.В. Логановский. Парень, играющий в свайку
Государственный Русский музей


В творчестве Пименова значительное место занимают произведения бытового жанра. Среди них выделяется статуя, исполненная в 1842 г. в Италии, — «Мальчик, просящий милостыню». Много жизненной правды в позе мальчика — легкий наклон головы и жест робко протянутой руки удачно передают застенчивость ребенка.

Михаил Григорьевич Крылов (1786—1846)

Более решительно реалистические тенденции проявились в творчестве Михаила Григорьевича Крылова (1786—1846), давшего теоретическое обоснование своих принципов в искусстве. Крылов требовал «природы и правды в искусстве», потому что «природа одна есть истинный путеводитель» и потому что в ней «нет ничего безобразного... а есть только разность между бесчисленными степенями изящества». Творчество Крылова не расходилось с его эстетическими высказываниями. Он изобразил «Русского кулачного бойца» (1837, гипс) таким, каким видел его в жизни,— плотным, коренастым, с крепкой мускулатурой и кудлатой головой. Трактовка форм человеческого тела, основанная на серьезных анатомических знаниях, усиливает реалистическую выразительность созданного скульптором образа.

Г.М. Преснов



Далее: Карл Павлович Брюллов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Скульптура и пластика начала XIX в.  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта