Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ученики и последователи Венецианова

В произведениях учеников Венецианова находил отражение широкий круг явлений русской действительности, знаменуя тем самым дальнейшее бурное развитие бытовой живописи. Сцены городской и деревенской жизни, уличный быт, типы ремесленников и торговцев, солдат и матросов составляли основу содержания большей части произведений как непосредственных учеников мастера, так и его многочисленных последователей. В числе первых учеников, подготовленных Венециановым, были А. А. Алексеев и Н. С. Крылов.

Александром Алексеевичем Алексеевым (1811 — 1878) исполнена картина «Мастерская художника Венецианова» (1827). Она воспроизводит обстановку, в которой протекали занятия живописца с учениками его школы.

А.А.Алексеев. Мастерская художника Венецианова
А.А.Алексеев. Мастерская художника Венецианова
Государственный Русский музей


Никифору Степановичу Крылову (1802 — 1831) принадлежит картина «Русская зима» (1827) — редкий для своего времени зимний пейзаж. Следуя урокам Венецианова, Крылов писал картину с любовным «пристрастием» к натуре.

К числу ближайших учеников Венецианова относился Александр Гаврилович Денисов (1811 — 1834): мастер внимательно следил за его развитием, ожидая в будущем больших успехов художника. Но Денисов умер молодым, оставив небольшое творческое наследие. Картина «Матросы в сапожной мастерской» (1832) воспроизводит нехитрую жанровую сценку — приход молодого матроса за обувью, отданной в починку. Жизненность этой картине придают выразительные лица моряков, их позы, жесты — весь «немой разговор», который ведут между собой участники действия. Обстановка комнаты, оружие, амуниция, сапожный инструмент на полу, так же как и вид за окном на городскую улицу, ведущую к Неве, делают сцену еще конкретнее и натурнее.

А.Г.Денисов. Матросы в сапожной мастерской
А.Г.Денисов. Матросы в сапожной мастерской
Государственный Русский музей


Как и все остальные ученики Венецианова, Лавр Кузьмич Плахов (1810 — 1881) в начале своей художественной деятельности писал интерьеры. В дальнейшем он посвятил творчество изображению жизни трудового народа.

В картине «Кузница» (1845) художник, одним из первых в русском искусстве, изобразил людей физического труда, занятых своим. делом. Спокойная мужественная фигура кузнеца, уверенно занесшего молот над наковальней, убедительно передана Плаховым.

Талантливым учеником Венецианова был Григорий Васильевич Сорока (1823—1864), крепостной одного из помещиков. Дарование Сороки разносторонне. Он писал портреты, вдумчиво приглядываясь к индивидуальным особенностям каждого лица (портрет Е. Н. Милюковой, 1840-егг.). Некоторая угловатость форм, свойственная портретам Сороки, придает особое очарование его творческой манере. Писал художник также интерьеры, подобные «Кабинету в „Островках"» (1844), умело справляясь с задачами освещения и перспективы, передачи «материальности» различной утвари и предметов обстановки. Однако лучшими произведениями, созданными Сорокой, явились пейзажи.

Г.В.Сорока. Рыбаки
Г.В.Сорока. Рыбаки
Государственный Русский музей


«Рыбаки» (1840-е гг.) — один из наиболее поэтических образов природы в русской живописи первой половины XIX. в. Художник сумел передать здесь спокойствие и тишину предзакатного часа теплого летнего дня. Чистые неяркие краски характерны для палитры Сороки. Тонкими цветовыми соотношениями добивается он глубины и воздух Кости перспективы. Настроение покоя, умиротворенности поддерживается преобладанием в картине горизонтальных направлений — берега, глади воды, челнока, полосы воды; фигуры мальчиков, нарушив эти горизонтали, привлекают к себе особое внимание.

Вслед за Венециановым Сорока явился одним из создателей национального русского пейзажа, проникнутого глубоко лирическим ощущением природы. Личная жизнь его сложилась трагически. Оставаясь крепостным до 1861 г., Сорока после «освобождения» крестьян участвовал в крестьянских волнениях. Приговоренный к телесному наказанию, художник повесился накануне исполнения приговора.

Близкий «венециановцам» по направлению своего творчества Игнатий Степанович Щедровский (1815 — 1870) приобрел большую известность альбомом литографий «Сцены из русского народного быта». Основой для этого альбома послужили картины Щедровского — «Борцы» и «Сбитенщик» (обе 1837). Народные типы — ремесленники. разносчики, уличные торговцы — пользовались глубокой симпатией художника. Он замечал и переносил в картины характерные черточки их профессии или обихода, их привычек, за всем этим угадывая живых, смелых, любопытных, веселых людей, какого бы «низкого» звания они ни были.

Глубоким уважением к заслугам старого солдата, ветерана Отечественной войны 1812 года, проникнута картина Ветра Ефимовича Заболотского (1803 — 1866) «Унтер-офицер лейб-гвардии Московского полка» (1836). Ему же принадлежит «Портрет девушки в красном платье» (1842), привлекающий живым выражением миловидного лица.

В.Е.Заболотский. Портрет девушки в красном платье
В.Е.Заболотский. Портрет девушки в красном платье
Государственный Русский музей


В возрасте девятнадцати лет Алексей Васильевич Тыранов (1808 — 1859) написал «Вид на реке Тоске» (1827)— один из лучших пейзажей своего времени. В светлых ярких тонах картины ощущается радостное ликование природы, поэзия летнего солнечного дня.

Написанная годом позже картина «Мастерская художников Чернецовых» (1828) с неменьшим поэтическим чувством воспроизводит скромную обстановку комнаты, которая служила жильем и местом работы двум братьями художникам.

Портрет художника А. A. Алексеева (ок. 1836) явился одной из первых работ Тыранова в этом жанре. Его отличают содержательная характеристика образа, уверенная пластика лица при помощи светотени, преобладание в колорита темных тонов.

К лучшим работам последних лет творчества Тыранова следует отнести автопортрет (1850-е гг.). Это волнующий психологической правдой образ стареющего художника, верного своему призванию, несмотря на все испытанные им лишения.

Верность натуре являлась правилом, которого неизменно придерживался Сергей Константинович Зарянка (1818—1870). Он начал свою деятельность под руководством Венецианова, исполнил несколько интерьеров и вскоре принял заказ написать «Зал училища правоведения с группой учителей и воспитанников» (1841). Зарянко успешно справился с нелегкой задачей создания группового портрета более чем сорока лиц, которые изображены группами или поодиночке, как бы на ходу, за своим делом; при небольших размерах фигур художник сумел достичь большого портретного сходства.

С.К.Зарянко. Портрет Ф. П. Толстого
С.К.Зарянко. Портрет Ф. П. Толстого


Работа над этой картиной помогла Зарянко определить свое призвание художника-портретиста. Портрет Ф. П. Толстого (1850), известного скульптора и медальера, должен быть отнесен к лучшим достижениям русской портретной живописи середины XIX в.; В. В. Стасов назвал этот портрет шедевром. Образ Толстого передан с большой художественной силой и тактом. Художник не скрывает возраста модели: о нем напоминают и мешки под глазами, и морщины лица, и вены на руках. Но за внешними, внимательно подмеченными и точно воспроизведенными чертами возникает образ, исполненный простоты, душевного благородства и человечности. Портрет выдержан в строгом темном колорите, не перегружен деталями, с исключительным мастерством переданы бархат, мех и другие материалы.

Г.В. Смирнов



Далее: Русская портретная живопись начала и середины ХIХ в.

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Ученики и последователи Венецианова  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта