Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Орест Адамович Кипренский

Особенности русской портретной живописи начала Х1Х в. нашли наиболее яркое выражение в творчестве Кипренского, художника огромного дарования.

Орест Адамович Кипренский {1782 — 1836) родился в Петербургской губернии в семье крепостного. Шести лет он, получив вольную, был отдан в Академию художеств, где учился пятнадцать лет. В последние годы пребывания в Академии был. учеником Г. И. Угрюмова.

К 1804 г. относится «Портрет отца» — наиболее ранняя из работ художника в этом жанре. Вместо гармонического, «высокого» и «разумного» образа, который господствовал в портретах XVIII в., в произведении присутствует огромная внутренняя напряженность; в страстном порыве сдвинуты брови и сжаты губы, пальцы старика решительно сжимают тяжелый посох, беспорядочно разметаны волосы. Контрасты света и теней создают впечатление романтической необычности и исключительности образа. «Портрет отца» является манифестом нового понимания человеческой личности, свойственного искусству XIX в.

Высокий гуманизм содержания и блестящее исполнение портрета показались многим невероятными для живописи того времени. Когда художник попытался выставить этот портрет в Неаполе в начале 1830-х гг. «...здешняя академия,— как он сам писал в Петербург,— сыграла следующую штуку отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто Альбертини в Рембрандты пожаловал».

О.А.Кипренский. Портрет А.Р. Томилова
О.А.Кипренский. Портрет А.Р. Томилова
Государственный Русский музей


В написанном в 1808 г. портрете А. Р. Томилова чувствуется интерес Кипренского к обобщению деталей и реалистически углубленной трактовке образа. С проникновенной задушевностью изображен в портрете один из образованнейших людей своего времени, друг Кипренского, Орловского, Егорова, Айвазовского и многих менее известных художников.

Портреты Кипренского воссоздают образы людей эпохи великих событий Отечественной войны 1812 года, эпохи развития революционных идей в русском дворянском обществе п роста национального самосознания. К таким работам следует отнести широко известный портрет Е. В. Давыдова — одно из лучших и наиболее значительных созданий русской живописи начала XIX столетия. Портрет был написан в Москве в 1809 r. в 1812 г. Кипренский получил за него (и некоторые другие работы) звание академика. Многие годы портрет ошибочно считался изображением прославленного партизана и поэта Дениса Давыдова. Теперь советские историки искусства определяют его как портрет родственника поэта, Е. В. Давыдова, также видного участника военных событий начала XIX в. Художник создал в этом портрете топический образ. Одухотворенное лицо, устремленный вдаль взор, независимость позы, звучные цветовые и светотеневые контрасты помогают создать представление о смелой и деятельной личности, о воине-патриоте, готовом к самоотверженному подвигу.

Кипренский много работал не только как живописец, но и как рисовальщик. Рисунок «Музыкант» (1809, в простенке у окон) передает печальный образ бедного флейтиста, всего вероятнее — крепостного, и свидетельствует о внимательном отношении художника к простому человеку. Кипренский разработал новый для русского искусства жанр малого рисованного портрета, с особой проникновенностью передающего черты человека, то трогательно-нежные, то мужественно-героические. Портрет А. Р. Томилова (1813) и портреты неизвестных, исполненные карандашом, отличаются меткостью характеристик и тонким лирическим чувством.

В 1817 г. Кипренский, находясь в Италии, исполнил небольшую, мастерски скомпонованную картину «Молодой садовник», которой, однако, свойственны элементы идеализации и сентиментализма. В 1822 г. в Париже Кипренский написал портрет Е. С. Авдулиной. Он отличается от ранних работ художника подчеркнутой мечтательностью образа, выразительность которого усилена подробностями аллегорического характера (изображение опадающих цветов на фоне грозовых туч) и изощренно тонкой передачей деталей (руки, шаль).

О.А.Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной
О.А.Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной
Государственный Русский музей


В годы усиления реакция после подавления восстания декабристов Кипренский вновь уехал в Италию. Там им был создан портрет датского скульптора Б. Торвальдсена (1833). Этот портрет современники считали одной из лучших работ Кипренского, хотя по выразительности он уступает более ранним произведениям.

Творчество Кипренского — одно из высших достижений русской художественной культуры первой четверти XIX в. Его значение далеко не ограничивается пределами только России: Кипренский — явление исключительное для всего мирового портретного искусства этой эпохи. В его произведениях нашли наиболее полное отражение интеллектуальные достоинства свободной личности, вера в духовное богатство человека, в благородные задачи искусства.

Г.В. Смирнов



Далее: Алексей Гаврилович Венецианов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Орест Адамович Кипренский  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта