Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Алексей Гаврилович ВенециановТворчество Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), с его тяготением к реалистическому изображению жизни, представляет собой одно из наиболее замечательных достижений русской культуры первой половины ХIХ в. Отличительные черты художника — глубокая идейность, обусловленная неизменным сочувствием к народу, настойчивая последовательность в осуществлении поставленных задач и высокое мастерство. Венецианов обучался живописи самостоятельно, вне Академии художеств; некоторое время его занятиями руководил Боровиковский. Первые годы своей деятельности художник почти полностью отдал портретной живописи. Итогом работы этих лет явился автопортрет (1811) и принесший Венецианову официальное признание — звание академика — портрет К. И. Головачевского с воспитанниками Академии (1811) . В первом из них привлекает умное, внимательное лицо художника; второй портрет – старейшего русского академика живописи — сложный по композиции — отличается, кроме верности натуре, поэтической мягкостью, с которой передан образ старого художника, окруженного детьми. В пору борьбы с Наполеоном (1812 — 1813) Венецианов вместе с другими мастерами принял участие в выпуске серии гравированных политических карикатур. Он исполнил ряд листов, в которых осмеял распространенную в высших слоях русского общества «французоманию». Таковы, например, выставленные в витрине раскрашенные офорты «Деятельность француженки в магазине» и «Французское воспитание». Новый этап деятельности Венецианова начинается с 1820 г. По признанию самого художника, он «уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы и, идущи сим новым путем, написал „Гумно"». Венецианов перешел к бытовому жанру, посвятив свое творчество изображению труда и жизни крестьян.
Картина «Гумно» (1821 или 1822) явилась своего рода манифестом нового художественного направления. Все в ней противоречило академическим установкам — и тема, и «герои», и самый метод, использованный при ее создании, который позднее был сформулирован Венециановым как принцип «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, п повиноваться ей одной, без примеси - манеры какого-нибудь художника». Чтобы получить возможность писать с натуры, Венецианов велел выпилить одну из торцовых стен гумна, осветив, таким образом, его внутреннее пространство. Это помогло мастеру значительно обогатить светотеневое и пространственное решение картины и, главное, способствовало общей реальности передачи. Художник изобразил в картине крестьян — некоторые из них заняты различными работами, другие отдыхают; они является неотъемлемой частью картины, ее содержания, ее смысла; образы их жизненны и человечны, исполнены простоты, достоинства и благородства.
Почти одновременно с «Гумном» было написано полотно «Очищение свеклы» (ок. 1820, пастель). В основе произведения — показ обыденного деревенского дела. Но для того, чтобы в эти годы избрать такого рода сюжет, художнику надо было обладать глубокой убежденностью в правоте «избранного им пути. Изображение крестьян в русском искусстве до Венецианова — крайне редкое явление. Впервые у него простой человек, крестьянин, в той обстановке, и какой он живет и трудится, становится самостоятельным героем картин; герой этот не вымьпплен, не сочинен, он взят из жизни и в этом смысле прежде всего портретен. Поэтому так индивидуальны и достоверны образы крестьян и в «Гумне», и в «Очищении свеклы», и во многих других произведениях. Художник смотрел на них глазами человека, любящего и уважающего народ. Картина «Утро помещицы» (1823) воспроизводит сцену повседневной жизни в доме Венецианова: хозяйка — жена художника в своем кабинете отдает распоряжения двум крестьянским девушкам. Все персонажи изображены с обычным для Венецианова вниманием и равным уважением к каждому. Картина является одной из лучших работ художника по мастерству исполнения: превосходно написан интерьер, комната наполнена светом, проникающим из окна; люди и предметы словно окутаны воздухом; тональные и пространственные отношения соблюдены с удивительной точностью. Значительное число произведений Венецианова посвящено крестьянским детям: «Мальчик, завязывающий лапоть», «Дети в доме», «Спящий пастушок», «Два крестьянских мальчика со змеем» (все 1820-х гг.). Мастер обычно изображал своих маленьких героев среди природы, с удивительным даром находя общий лирический тон для всего произведения в целом. Одним из первых в русском искусстве обратился художник к изображению родной природы. Незатейливые сельские виды — поля, холмы, поросшие травой, березы и ели, ветхие крестьянские постройки, переданные с глубокой искренностью и простотой, — составляют пейзажные фоны многих его картин. Правдивость и национальный характер искусства Венецианова высоко ценила передовая часть современного ему общества. В обзоре выставки 1827 г. о нем писали: «...особое внимание публики обращалось... на произведения г. Венецианова, состоящие, как обыкновенно, из небольших картин, пленяющих русского патриота верным изображением предметов, близких его сердцу. Эти лица, это небо, эти рощи — все это русское, все не вымьппленное, все взято от самой природы». Возрастающий в русском искусстве 1830 — 1840-х гг. интерес к сюжетной занимательности и психологическому осмыслению образа коснулся также и творчества Венецианова. Не изменяя избранного им основного направления, художник дополнительно ставил перед собой новые задачи. Такие произведения, как «Гадание на картах» (1842) и «Девушка на сеновале» (1830-е гг.), более «картинны», в них сильнее подчеркнуты повествовательная сторона и психологическое состояние персонажей. Подобными же чертами отмечена картина «Возвращение солдата на родину» (1830-е гг.). Художественная деятельность Венецианова имела огромное значение для развития прогрессивного русского искусства. Не меньшую роль в этом сыграла также педагогическая работа художника в основанной им у себя в деревне школе (со временем переведенной Венециановым в его петербургскую квартиру). Учениками школы были крепостные и лица из «податных» сословий, ремесленники, мещане. Заботами Венецианова большинство из них получило возможность посещать одновременно классы Академии художеств. Постоянное наблюдение художника за успехами своих воспитанников позволило им сохранить привитые Венециановым навыки и метод. Г.В. Смирнов Далее: Ученики и последователи Венецианова
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |