Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Федор Антонович БруниРоль Федора Антоновича Бруни (1799 — 1875) в развитии академического искусства была неодинаковой на разных этапах творчества художника. Вначале Бруни выступал как продолжатель лучших традиций Академии, как художник, не чуждый идеям и настроениям, которыми я«или передовые круги русского общества. Однако с годами Бруни все более подчинял свое творчество официальной идеологии, и к концу жизни имя художника стало символом академического застоя и консерватизма. «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) — одна из ранних работ Бруни, исполненная им в Риме в творческом соревновании с итальянским живописцем Камуччини. Картина Бруни имела большой успех, молодого художника избрали членом Римской Академии художеств. Сюжетом для картины послужила древнеримская легенда о вражде между городами Римом и Альбалонгой. Рассудить эту вражду было решено поединком братьев Горациев с братьями Куриациями. Победитель Гораций по возвращении в Рим встречает свою сестру Камиллу в слезах по убитому жениху (одному из Куриациев). Разгневанный брат поражает ее мечом.
В основу содеря«ання была положена патриотическая идея любви к отечеству. Выраженная, что было в обычае времени, через образы и поступки героев древнего Рима, эта идея отвечала умонастроениям русских передовых деятелей эпохи. Успеху картины содействовало также ее драматическое содержание: Бруни сделал значительный шаг вперед, по сравнению с предшественниками, в передаче душевного состояния своих героев. Однако он сохранил основные правила написания картины, принятые в академиях,— ленточное расположение фигур на первом, освещенном, плане, локальные цвета, ориентацию на образцы античного искусства — и с этой стороны показал блестящую выучку и мастерство исполнения. «Вакханка и амур» (1828) — полотно, созданное четырьмя годами позднее, дает возможность судить о лирическом даровании Бруни. В образах слегка захмелевшей женщины и прильнувшего к ней ребенка художник далеко отошел от канонических образцов, следовать которым его учили в Академии. Колорит картины — зеленоватые и золотистые тона в сочетании с розовыми и голубыми — усиливает ее эмоциональную выразительность. Уже в ранних работах Бруни наметился интерес к передаче живого человеческого чувства. Наиболее капитальное произведение художника — «Медный змий» — открывало перед ним богатейшие возможности в этом направлении, не использованные, однако, в полной мере. Первые наброски задуманной картины относятся еще к 1826 г., но основная работа над ней проходила в течение 1837 — 1841 гг.
В качестве сюжета Бруни избрал библейскую легенду о бедствии, постигшем евреев во время перехода через пустыню: в наказание за ропот и недовольство, вызванные трудностями пути, бог обрушил на людей страшную кару — ядовитых змей. Укушенные ими гибли в мучениях; спасались только те, кто с верой в могущество бога смотрел на столб, увенчанный медным змием. Содержание проникнуто идеей «охранительного» порядка. Подчинение людей верховной власти на небе и на земле и наказание виновных в ослушании — таков реакционный смысл произведения. Не случайно, по-видимому, первые наброски картины относятся еще к 1826 г. следующему за разгромом восстания декабристов. Однако результат работы — законченная картина — не вполне оправдал вложенную в нее идею: страдания людей, с большой экспрессией переданные художником, вызывают сочувствие к «виновным» и возмущение бессмысленной жестокостью наказания. Изучение подготовительных материалов к картине позволяет установить, как менялось ее композиционное решение, а тем самым и замысел, как фигура Моисея — одна из центральных первоначально — была отодвинута на дальний план, уступив место фигурам «страдающих», как внимательно подыскивал Бруни нужный для картины типаж. Во всем этом сказался интерес художника к своим героям, отличный от того, который испытывали предшественники Бруни. У последних персонажи картин были, по сути дела, весьма обезличенными, у Бруни же действующими лицами являются люди, наделенные конкретными чувствами и страстями. Эмоциональное напряжение «Медного змия» создается не только драматизмом самого события но главным образом, переживаниями его участников. Чтобы усилить впечатление от картины, а также подчеркнуть конкретность обстановки, в которой совершается действие, живописец тщательно продумывает пейзаж (изображена каменистая пустыня) и колористическую гамму, выдерживая ее в мрачных тонах. Художник по-новому решает композицию. Значительно углубив пространство, он с большой свободой разместил на полотне около шестидесяти фигур. Разнообразие поворотов, движений и поз говорит об исключительной изобретательности художника и безупречном знании законов перспективы, рисунка и анатомии человека. Бруни продолжил в «Медном змие» начатые им ранее поиски индивидуального психологического образа, но не смог далеко продвинуться на этом пути. Живое творческое начало с первых шагов оказалось в противоречии с реакционной идеей «охранительного» характера. В дальнейшем творчество Бруни (монументальные росписи в Исаакиевском соборе) становится все более отвлеченным и проникнутым мистицизмом. Г.В. Смирнов Далее: Скульптура и пластика начала XIX в.
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |