Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Иван Константинович АйвазовскийБлаготворное воздействие искусства К. П. Брюллова испытали на себе в большей или меньшей степени все художники последующего поколения. Среди наиболее прославленных мастеров в первую очередь надо назвать Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900), в своем творчестве во многом близкого Брюллову. Крупнейший маринист XIX в., Айвазовский внес в пейзажную живопись размах и темперамент, жизнеутверждающую силу и величие образов, которыми отличалось и искусство Брюллова. Почти все произведения Айвазовского посвящены морю. Его «гордая краса» передавалась художником в самых разнообразных проявлениях и состояниях. Во всех случаях образ природы неразрывно связан у Айвазовского с жизнью людей. Нередко темой его картины является борьба человека с грозной стихией. С глубоким интересом и патриотическим чувством обращался также Айвазовский к теме воинской славы и героизма русских моряков. Один из таких подвигов запечатлен в картине, представляющей эпизод войны 1828 г.— «Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (1848) Боевой дух выражен здесь в стремительном двихсении брига, идущего под надутыми парусами, пробитыми турецкими ядрами; быстро несущиеся в небе облака как бы подчеркивают своим движением взволнованную приподнятость момента.
Картина «Вид Одессы в лунную ночь» (1846) знакомит с лирической стороной дарования Айвазовского. Романтика южной ночи с сиянием лунного света, всплеском волны, неясным силуэтом корабля и ни на минуту не затихающей жизнью переданы художником с поэтическим волнением. Живое чувство природы, которым проникнуто творчество Айвазовского, не позволяло художнику впадать в схематизм или протокольное копирование. В его произведениях — неисчерпаемое богатство мотивов, не повторяющих друг друга, как не повторяются они и в своем источнике-природе.
«Девятый вал» (1850) — произведение, с наибольшей яркостью характеризующее первый период творчества Айвазовского. В этой картине нашли отражение мысли, подобные тем, которые волновали Брюллова, — о величии человеческого духа в его столкновении со стихией. Ярости бушующего моря противостоит напряженная борьба за жизнь людей, уцелевших на обломке мачты погибшего корабля. Восход солнца с его мажорной цветовой гаммой - утверждает победу и радость жизни. Огромный запас наблюдением, накопленного художником, и творческая энергия, не покидавшая его до конца жизни, обусловили возможность появления таких полотен, как «Волна» (1889). В творчестве последнего периода, к которому относится картина, с большей определенностью проступают реалистические устремления художника. Образ природы, моря, оставаясь по-прежнему величественным, приобретает больше простоты и обыденности. Нет в «Волне» неожиданных контрастов колорита или освещения, небо затянуто тучами, льет доходы, гибнет в море корабль-картина убеждает правдой изображения. Г.В. Смирнов Далее: Александр Андреевич Иванов
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |