Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Орест Адамович КипренскийОсобенности русской портретной живописи начала Х1Х в. нашли наиболее яркое выражение в творчестве Кипренского, художника огромного дарования. Орест Адамович Кипренский {1782 — 1836) родился в Петербургской губернии в семье крепостного. Шести лет он, получив вольную, был отдан в Академию художеств, где учился пятнадцать лет. В последние годы пребывания в Академии был. учеником Г. И. Угрюмова. К 1804 г. относится «Портрет отца» — наиболее ранняя из работ художника в этом жанре. Вместо гармонического, «высокого» и «разумного» образа, который господствовал в портретах XVIII в., в произведении присутствует огромная внутренняя напряженность; в страстном порыве сдвинуты брови и сжаты губы, пальцы старика решительно сжимают тяжелый посох, беспорядочно разметаны волосы. Контрасты света и теней создают впечатление романтической необычности и исключительности образа. «Портрет отца» является манифестом нового понимания человеческой личности, свойственного искусству XIX в. Высокий гуманизм содержания и блестящее исполнение портрета показались многим невероятными для живописи того времени. Когда художник попытался выставить этот портрет в Неаполе в начале 1830-х гг. «...здешняя академия,— как он сам писал в Петербург,— сыграла следующую штуку отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто Альбертини в Рембрандты пожаловал».
В написанном в 1808 г. портрете А. Р. Томилова чувствуется интерес Кипренского к обобщению деталей и реалистически углубленной трактовке образа. С проникновенной задушевностью изображен в портрете один из образованнейших людей своего времени, друг Кипренского, Орловского, Егорова, Айвазовского и многих менее известных художников. Портреты Кипренского воссоздают образы людей эпохи великих событий Отечественной войны 1812 года, эпохи развития революционных идей в русском дворянском обществе п роста национального самосознания. К таким работам следует отнести широко известный портрет Е. В. Давыдова — одно из лучших и наиболее значительных созданий русской живописи начала XIX столетия. Портрет был написан в Москве в 1809 r. в 1812 г. Кипренский получил за него (и некоторые другие работы) звание академика. Многие годы портрет ошибочно считался изображением прославленного партизана и поэта Дениса Давыдова. Теперь советские историки искусства определяют его как портрет родственника поэта, Е. В. Давыдова, также видного участника военных событий начала XIX в. Художник создал в этом портрете топический образ. Одухотворенное лицо, устремленный вдаль взор, независимость позы, звучные цветовые и светотеневые контрасты помогают создать представление о смелой и деятельной личности, о воине-патриоте, готовом к самоотверженному подвигу. Кипренский много работал не только как живописец, но и как рисовальщик. Рисунок «Музыкант» (1809, в простенке у окон) передает печальный образ бедного флейтиста, всего вероятнее — крепостного, и свидетельствует о внимательном отношении художника к простому человеку. Кипренский разработал новый для русского искусства жанр малого рисованного портрета, с особой проникновенностью передающего черты человека, то трогательно-нежные, то мужественно-героические. Портрет А. Р. Томилова (1813) и портреты неизвестных, исполненные карандашом, отличаются меткостью характеристик и тонким лирическим чувством. В 1817 г. Кипренский, находясь в Италии, исполнил небольшую, мастерски скомпонованную картину «Молодой садовник», которой, однако, свойственны элементы идеализации и сентиментализма. В 1822 г. в Париже Кипренский написал портрет Е. С. Авдулиной. Он отличается от ранних работ художника подчеркнутой мечтательностью образа, выразительность которого усилена подробностями аллегорического характера (изображение опадающих цветов на фоне грозовых туч) и изощренно тонкой передачей деталей (руки, шаль).
В годы усиления реакция после подавления восстания декабристов Кипренский вновь уехал в Италию. Там им был создан портрет датского скульптора Б. Торвальдсена (1833). Этот портрет современники считали одной из лучших работ Кипренского, хотя по выразительности он уступает более ранним произведениям. Творчество Кипренского — одно из высших достижений русской художественной культуры первой четверти XIX в. Его значение далеко не ограничивается пределами только России: Кипренский — явление исключительное для всего мирового портретного искусства этой эпохи. В его произведениях нашли наиболее полное отражение интеллектуальные достоинства свободной личности, вера в духовное богатство человека, в благородные задачи искусства. Г.В. Смирнов Далее: Алексей Гаврилович Венецианов
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |