Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Павел Андреевич ФедотовОдним из величайших достижений русского искусства 1840 — 1850-х гг. явилось творчество Павла Андреевича Федотова (1815 — 1852), положившее начало критическому направлениях в живописи. При всем различии произведений Александра Иванова и Федотова, в искусстве обоих художников есть общие черты, позволяющие ставить рядом их имена. Эти общие черты заключаются в одинаковом понимании искусства как общественно-прогрессивного фактора, в гуманистической основе творчества, в реалистическом подходе к изображению окружающего мира. Сопоставить имена Александра Иванова и Федотова позволяет и то значение, какое имело творчество обоих художников для дальнейшего развития реалистического искусства. Сын мелкого чиновника, Федотов получил образование в Кадетском корпусе. Уже взрослым человеком, офицером Финляндского полка, Федотов стал посещать классы Академии художеств. Знакомство с К. Брюлловым и его указания имели значительное влияние на развитие художественных способностей Федотова. В 1844 г. Федотов оставил военную службу и всецело посвятил себя живописи. Непосредственное, конкретное наблюдение жизни являлось основой творческого метода художника, Федотов говорил: «Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах... Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза». Многочисленные зарисовки и наброски, исполненные Федотовым, с удивительной меткостью и остротой воспроизводили окружающую художника обстановку; они всегда содержательны, насыщены действием и социально осмысленны. В этих рисунках накапливался богатейший материал для будущих картин. Федотов много работал над портретом. Он считал, что изображаемое лицо должно быть «действователем: тогда только в нем будет смысл, жизнь и виден характер». Федотов создал тип небольшого портрета, по технике исполнения приближающегося к миниатюрной живописи. Свои модели он изображал обычно в полный рост. О его выдающемся таланте портретиста свидетельствует «Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно» (1849) — живой и поэтический образ девушки.
Годы деятельности Федотова характерны первыми, вслед за Гоголем, выступлениями «натуральной школы» — нового реалистического направления в русской литературе. Взгляды Федотова формировались под влиянием тех же демократических идей, получивших наиболее яркое выражение в статьях В. Г. Белинского. Последний писал: «Свобода творчества легко согласуется с служением современности... нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями...» Свою главную задачу Федотов видел в изобличении нравов современного ему общества. Отрицательные стороны мира чиновников, купцов, мелкого дворянства, составлявших значительный слой тогдашнего городского общества, получили в творчестве Федотова справедливую резкую оценку. Подобно Гоголю и Островскому в литературе, Федотов в своих картинах вскрывал уродливые проявления жизни этого общества, его алчность и тунеядство, лицемерие и торгашество, скудость духовных интересов.
Одна из наиболее знаменитых картин художника-«Сватовство майора» («Смотрины в купеческом доме», ок. 1851; вариант 1848 г. находится в Третьяковской галерее). Обедневший майор решил «поправить свои обстоятельства женитьбой». В богатую купеческую семью, где имеется дочь-невеста, явилась сваха, следом за ней жених. Эту сцену п воспроизвел Федотов с удивительной правдой жизни. Картина явилась результатом долгой и тщательной подготовки, наблюдений, поисков нужной обстановки и типов. В изображенной сцене нет ничего искусственного, надуманного, мимика и жесты персонажей естественны и выразительны. Желая с наибольшей полнотой донести до зрителя содержание картины, художник написал стихотворное пояснение, которое в списках ходило по рукам. Язык стихов Федотова яркий, образный; он изобилует народными пословицами, меткими сравнениями:
...Начинается, починается Сатирически острые картины Федотова, как и всякая подлинная сатира, глубоко человечны. Федотов бичует темные стороны действительности, но рядовые люди — персонажи его картин — столь убедительны своей жизненной правдой, что способны вызвать не только насмешку и возмущение, но подчас и чувство грусти или сожаления. Элементы карикатуры и шаржа, отличавшие ранние работы Федотова — «Всё холера виновата» (1848, акварель) или «Крестины» (1847, сепия), — уступают здесь место более сложной характеристике социальных явлений. С еще большей полнотой критическое отношение к действительности и гуманизм художника выступают в произведениях последних лет жизни. К этому периоду относятся картины «Вдовушка» (вариант, 1851 или 1852) и «Офицер и денщик» (ок. 1850). Обе картины полны напряженного внутреннего драматизма. В первой из них передана скорбь молодой, оставшейся одинокой женщины, обреченной на нищету; во второй — безысходная тоска офицера, коротающего время за игрой с кошкой. Впервые в русской живописи трагическая коллизия выявлена художником в сцене обыденной жизни, и героями трагедии стали простые незаметные люди. Федотов взволнован судьбой этих людей, и его симпатия к ним — протест против обид и несправедливости, торжествующих в мире социального неравенства.
Федотов видел себя среди своих героев — не случайно в портрете офицера, стоящем на комоде вдовушки («Вдовушка») мы узнаем черты лица самого художника, который словно предчувствовал свою скорую гибель. Николаевская реакция готовила Федотову трагическую участь. Цензурный гнет, усилившийся после 1848 г., растущая нужда и лишения сократили дни художника: он умер в доме для умалишенных в ноябре 1852 г. Федотов не имел учеников в прямом смысле слова, но число художников, близких ему по своим демократическим идеалам, неуклонно росло. У Федотова был ряд последователей. Среди картин, продолжающих его творческую линию: «Отъезд» (1850) и «Благословение новобрачных» (1851) Алексеи Филипповича Чернышева (1824 — 1863); портрет жены (1850-е гг.) — Александра Егоровича Бейдемана (1826 — 1869), молодого друга Федотова, навещавшего последнего в больнице незадолго до его смерти; «Мирная марсомания» Александра Васильевича Устинова (1796—1868)— острая сатира на муштрующих самих себя николаевских служак и карьеристов. Имя Федотова явилось знаменем для художников следующего поколения. Известный критик В. В. Стасов, борец за русское демократическое реалистическое искусство, писал о художнике: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупицу из того богатства, каким одарена была его богатая натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды». Г.В. Смирнов
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |