Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Пейзажная живопись первой половины XIX века

В первой половине XIX в. пейзажная живопись наполнилась новым содержанием. Значительно расширились границы познаваемого художниками мира; разнообразнее стала «география» в их произведениях. Лирическая тема и лирические образы, получив необычную до этого силу, внесли в пейзажную живопись волнующую теплоту жизни и поэтическое чувство природы. Только в бурную эпоху первых десятилетий века, в пору развития идей о раскрепощении личности, о творческой свободе художника, могло возникнуть искусство такой эмоциональной силы.

Максим Никифорович Воробьев

Максим Никифорович Воробьев (1787 — 1855) был в Академии учеником М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. В свою очередь он явился воспитателем большой группы русских пейзажистов, к которой принадлежали И. К. Айвазовский, Мих. Лебедев, братья Чернецовы, А. П. Боголюбов, Л.Ф.Лагорио и другие. Глубокое лирическое дарование Воробьева с особенной полнотой проявилось в картинах, посвященных Петербургу. «Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств» (1835) — поэтический образ города, в котором передано очарование летнего утра с его едва пробуждающейся жизнью и затянутыми прозрачной дымкой далями. Подобно этой картине, другие работы Воробьева — «Закат в окрестностях Петербурга» (1832) и «Дуб Торквато Тассо» (1848) — также служат примером высокого художественного мастерства; они построены с удивительно точным соблюдением пространственных отношений, основанным на безупречном знании законов перспективы и на тонких цветовых переходах.

М.Н. Воробьев. Дуб Торквато Тассо
М.Н. Воробьев. Дуб Торквато Тассо
Государственный Русский музей


Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 — 1830) — сын известного скульптора и племянник живописца Семена Щедрина. До напгих дней дошло мало ранних произведений художника. Среди них — картина «Вид на Петровский остров в Петербурге» (1817), еще сохраняющая во многом характер академических пейзажей. В 1818 г. Щедрин как пенсионер Академии был направлен в Италию. Там, в условиях почти полной независимости от академических требований; с большой силой выявились реалистические стремления художника, его интерес к натуре, к живой природе. Сравнение первых, исполненных в Италии, картин с последующими позволяет установить, какой значительный перелом произошел в творчестве Щедрина. Работы последнего пятилетия жизни художника это уже не столько виды местности, сколько картины природы, в которых приобретают особое значение условия, определяющие ее конкретное состояние — время дня, освещение, погода и т. п.

В пейзаже «Озеро Альбано» (ок. 1825) изображен один из живописных уголков окрестностей Рима. Яркий свет пробивается через густую листву деревьев, его блики ложатся на дорогу, огибающую озеро. С большим искусством переданы художником контрасты света и тени, делающие почти ощутимым нагретый солнечными лучами воздух.

Картина «Терраса» (1827) близка по общему решению предыдущему пейзажу, но в ней еще более чувствуется характерная для Щедрина черта — художник не представлял себе мир природы существующим независимо от людей. Он внимательно изучал народный типаж, его национальное своеобразие. В картинах Щедрина мы видим бредущих по дорогам крестьян и погонщиков мулов, упитанных монахов, отдыхающих на террасе, рыбаков из окрестных прибрежных городков.

С.В. Щедрин. В окрестностях Неаполя
С.В. Щедрин. В окрестностях Неаполя


Сильвестр Щедрин наряду с Воробьевым явился в русской живописи создателем первых марин — картин с изображением моря. В видах окрестностей Неаполя «Сорренто» (конец 1820-х гг.) и «Амальфи» (те хе годы) художник добивается впечатления беспредельности горизонта, неуловимо для глаз ослабляя интенсивность тона и меняя окраску моря, берегов и неба. По тонкости живописного мастерства, по светлому оптимистическому чувству, утверждающему радость жизни, эти пейзажи Щедрина, как и dce творчество художника, принадлежат к классическому наследию русской культуры.

Михаил Иванович Лебедев

Лучшие произведения Михаила Ивановича Лебедева (18ii — i837) позволяют судить о нем как о художнике, в своем творчестве непосредственно примыкающем к Сильвестру Щедрину.

Последние четыре года жизни (Лебедев умер совсем молодым) художник провел в Италии, куда он был послан как пенсионер Академии художеств. Произведения, исполненные там, свидетельствуют о больших переменах в его творчестве. В одном из писем на родину художник так характеризовал эти изменения: «Мало-помалу начинаю сбрасывать все предрассудки. Натура мне открывает глаза: я начинаю делаться совершенным рабом ее или, лучше сказать, влюблен в природу».

«Вид местечка Аричча близ Рима» (1836) — яркий, пронизанный горячим южным солнцем пейзаж. Характерно для Лебедева умение, не нарушая реальности изображения, усилить его напряженность и выразительность. Он достигает этого резкими композиционными и светотеневыми контрастами и разнообразной фактурой — от плотной, образованной мелкими энергичными мазками ыа переднем плане картины до совсем легкой и прозрачной в глубине пейзажа п на небе.

М.И.Лебедев. Вид местечка Аричча близ Рима
М.И.Лебедев. Вид местечка Аричча близ Рима
Государственный Русский музей


Те же сродства применяет художник и в другой картине — «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима» (1836). Этот пейзаж вызывает в памяти «Озеро Альбано» Сильвестра Щедрина. Сходство мотивов и композиции позволяет легче определить и различия в творчестве двух художников. Эти различия не касаются главного, общего для обоих — бодрого оптимистического восприятия природы, как жизнедающей силы, и вытекающего отсюда стремления к реалистическому раскрытиго ее образа. Но, по сравнению с произведениями Сильвестра Щедрина, в пейзажах Лебедева образ природы динамичнее, в нем энергичнее выражено напряжение жизни, сила и мощь природы.

В двадцать первом веке серьёзный интерес вызывают пейзажи Антона Михайловича Левашева (1798 — 1865) «Китайский город» (1864) и Кондратия Ильича Корсалина (1809 — 1883) «Общий вид загородного дворца богдыхана Вань-шеу-шань близ Пекина» (1860). Обе картины написаны по зарисовкам с натуры, сделанным значительно раньше: Легашевым в 1830-х и Корсалиным в 1840-х гг.; в них запечатлены и своеобразие природы Китая, и специфический характер построек, и бытовые, полные жизни сценки. Следует отметить, что Логашев, а за ним Корсалин явились первыми русскими художниками, которые, проведя длительное время в Китае, и какой-то степени способствовали установлению художественных связей с малодоступной в эти годы страной.

Г.В. Смирнов



Далее: Романтизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века   → Пейзажная живопись первой половины XIX века  


Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта