Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Пейзажная живопись первой половины XIX векаВ первой половине XIX в. пейзажная живопись наполнилась новым содержанием. Значительно расширились границы познаваемого художниками мира; разнообразнее стала «география» в их произведениях. Лирическая тема и лирические образы, получив необычную до этого силу, внесли в пейзажную живопись волнующую теплоту жизни и поэтическое чувство природы. Только в бурную эпоху первых десятилетий века, в пору развития идей о раскрепощении личности, о творческой свободе художника, могло возникнуть искусство такой эмоциональной силы. Максим Никифорович ВоробьевМаксим Никифорович Воробьев (1787 — 1855) был в Академии учеником М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. В свою очередь он явился воспитателем большой группы русских пейзажистов, к которой принадлежали И. К. Айвазовский, Мих. Лебедев, братья Чернецовы, А. П. Боголюбов, Л.Ф.Лагорио и другие. Глубокое лирическое дарование Воробьева с особенной полнотой проявилось в картинах, посвященных Петербургу. «Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств» (1835) — поэтический образ города, в котором передано очарование летнего утра с его едва пробуждающейся жизнью и затянутыми прозрачной дымкой далями. Подобно этой картине, другие работы Воробьева — «Закат в окрестностях Петербурга» (1832) и «Дуб Торквато Тассо» (1848) — также служат примером высокого художественного мастерства; они построены с удивительно точным соблюдением пространственных отношений, основанным на безупречном знании законов перспективы и на тонких цветовых переходах.
Сильвестр Феодосиевич ЩедринСильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 — 1830) — сын известного скульптора и племянник живописца Семена Щедрина. До напгих дней дошло мало ранних произведений художника. Среди них — картина «Вид на Петровский остров в Петербурге» (1817), еще сохраняющая во многом характер академических пейзажей. В 1818 г. Щедрин как пенсионер Академии был направлен в Италию. Там, в условиях почти полной независимости от академических требований; с большой силой выявились реалистические стремления художника, его интерес к натуре, к живой природе. Сравнение первых, исполненных в Италии, картин с последующими позволяет установить, какой значительный перелом произошел в творчестве Щедрина. Работы последнего пятилетия жизни художника это уже не столько виды местности, сколько картины природы, в которых приобретают особое значение условия, определяющие ее конкретное состояние — время дня, освещение, погода и т. п. В пейзаже «Озеро Альбано» (ок. 1825) изображен один из живописных уголков окрестностей Рима. Яркий свет пробивается через густую листву деревьев, его блики ложатся на дорогу, огибающую озеро. С большим искусством переданы художником контрасты света и тени, делающие почти ощутимым нагретый солнечными лучами воздух. Картина «Терраса» (1827) близка по общему решению предыдущему пейзажу, но в ней еще более чувствуется характерная для Щедрина черта — художник не представлял себе мир природы существующим независимо от людей. Он внимательно изучал народный типаж, его национальное своеобразие. В картинах Щедрина мы видим бредущих по дорогам крестьян и погонщиков мулов, упитанных монахов, отдыхающих на террасе, рыбаков из окрестных прибрежных городков.
Сильвестр Щедрин наряду с Воробьевым явился в русской живописи создателем первых марин — картин с изображением моря. В видах окрестностей Неаполя «Сорренто» (конец 1820-х гг.) и «Амальфи» (те хе годы) художник добивается впечатления беспредельности горизонта, неуловимо для глаз ослабляя интенсивность тона и меняя окраску моря, берегов и неба. По тонкости живописного мастерства, по светлому оптимистическому чувству, утверждающему радость жизни, эти пейзажи Щедрина, как и dce творчество художника, принадлежат к классическому наследию русской культуры. Михаил Иванович ЛебедевЛучшие произведения Михаила Ивановича Лебедева (18ii — i837) позволяют судить о нем как о художнике, в своем творчестве непосредственно примыкающем к Сильвестру Щедрину. Последние четыре года жизни (Лебедев умер совсем молодым) художник провел в Италии, куда он был послан как пенсионер Академии художеств. Произведения, исполненные там, свидетельствуют о больших переменах в его творчестве. В одном из писем на родину художник так характеризовал эти изменения: «Мало-помалу начинаю сбрасывать все предрассудки. Натура мне открывает глаза: я начинаю делаться совершенным рабом ее или, лучше сказать, влюблен в природу». «Вид местечка Аричча близ Рима» (1836) — яркий, пронизанный горячим южным солнцем пейзаж. Характерно для Лебедева умение, не нарушая реальности изображения, усилить его напряженность и выразительность. Он достигает этого резкими композиционными и светотеневыми контрастами и разнообразной фактурой — от плотной, образованной мелкими энергичными мазками ыа переднем плане картины до совсем легкой и прозрачной в глубине пейзажа п на небе.
Те же сродства применяет художник и в другой картине — «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима» (1836). Этот пейзаж вызывает в памяти «Озеро Альбано» Сильвестра Щедрина. Сходство мотивов и композиции позволяет легче определить и различия в творчестве двух художников. Эти различия не касаются главного, общего для обоих — бодрого оптимистического восприятия природы, как жизнедающей силы, и вытекающего отсюда стремления к реалистическому раскрытиго ее образа. Но, по сравнению с произведениями Сильвестра Щедрина, в пейзажах Лебедева образ природы динамичнее, в нем энергичнее выражено напряжение жизни, сила и мощь природы. В двадцать первом веке серьёзный интерес вызывают пейзажи Антона Михайловича Левашева (1798 — 1865) «Китайский город» (1864) и Кондратия Ильича Корсалина (1809 — 1883) «Общий вид загородного дворца богдыхана Вань-шеу-шань близ Пекина» (1860). Обе картины написаны по зарисовкам с натуры, сделанным значительно раньше: Легашевым в 1830-х и Корсалиным в 1840-х гг.; в них запечатлены и своеобразие природы Китая, и специфический характер построек, и бытовые, полные жизни сценки. Следует отметить, что Логашев, а за ним Корсалин явились первыми русскими художниками, которые, проведя длительное время в Китае, и какой-то степени способствовали установлению художественных связей с малодоступной в эти годы страной. Г.В. Смирнов Далее: Романтизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX века
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |