Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Романтизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаРомантическая приподнятость и поиски реалистического отображения натуры на основе более глубокого познания действительности характеризует творчество скульпторов В. И. Орловского, Ф. П. Толстого и И. П. Витали. Борис Иванович Орловский (1793-1837)Поэтически-романтическое восприятие мира убедительно выражено в работах Бориса Ивановича Орловского (1793-1837); полны юношеского очарования изнеженный Парис и несколько угловатый фавн, стоящий с цевницей (свирелью) в руках (обе статуи созданы в 1824, переведены в мрамор в 1838) Проникнута искренним чувством спокойная по ритму группа «Фавн и вакханка» (исполнена в мраморе в 1837). Поэтически воспевая дружбу и любовь, Орловский как бы призывает вернуться к природе «простой и неукрашенной». В лирической эмоциональности и гармонической уравновешенности группы отражается светлое, оптимистическое мировоззрение автора.
Страстный, драматический характер носит небольшая группа «Ян Усмарь» (1831, бронза, отливка 1911, зал 16). В бурном движении разъяренного животного и спокойной мощи укрощающего его юноши убедительно выражены и напряженность борьбы, и радость победителя. В области монументальной скульптуры Орловский создал величественные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, и ныне украшающие площадь перед Казанским собором в Ленинграде. Федор Петрович Толстой (1783-1873)Реалистический метод своеобразно сказался и на художественном строе произведений медальера, скульптора, живописца и графика Федора Петровича Толстого (1783-1873). Мастер требовал строгого соблюдения «верности обычаев, костюмов, местностей и стран». Толстой был влюблен в древнюю Грецию, романтически мечтал о «красивой древности» и, по собственному признанию, полагал «свои произведения в античном греческом вкусе, как лучшем в изящных искусствах». В 1810 — 1815 гг. Толстой исполнил в воске ряд барельефов на сюжеты из «Одиссеи» Гомера: «Телемак в гостях у Менелая», «Пир женихов Пенелопы», «Одиссей убивает женихов Пенелопы», «Меркурий ведет тени женихов в ад» '. Все сцены проникнуты глубоким драматизмом: горько плачет Телемак, вспоминая пропавшего отца; безрадостно, с предчувствием неминуемого возмездия, пируют женихи. В композиции введено много бытовых подробностей, переданных любовно и с археологической точностью, однако действие в сценах не распадается на случайные жанровые эпизоды. В барельефе «Меркурий ведет тени женихов в ад» мрачный пейзаж с полуразрушенной аркой усиливает впечатление романтической таинственности. Нейтральный фон классического рельефа заменяется в барельефах Толстого пространственной глубиной с уходящими вдаль колоннадами, равниной, холмами и рекой.
В серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года (1814 — 1836, воск) Толстой в аллегорических сценах, сдержанных и лаконичных по композиции, зовет как художник-патриот к энергичной борьбе с врагами. «Враг мой и бога моего! Поля и горы да намокнут кровью твоею», «Чей меч не сокрушится о скалу народной твердыни?», «Так погибают враги Отечества моего», — говорит художник в объяснении к отдельным изображениям. Толстой был превосходным портретистом. В любимой «миниатюрной» технике барельефов он создает серию семейных портретов, необычайно тонко передающих характер и своеобразные индивидуальные черты человека. Иван Петрович ВиталиТворчество Ивана Петровича Витали (1794 — 1855) проникнуто романтическим отношением к натуре. В портретных бюстах скульптор стремился передать лучшие черты характера человека, «удержать лучшее лица и облагородить его». В бюсте А. С. Пушкина (бронза, отливка конца XIX в.) выражено большое чувство любви и уважения к великому поэту и человеку.
В другой работе (1836, гипс) правдиво переданы портретные черты К. П. Брюллова. Восторженный поклонник выдающегося мастера живописи, Витали, вместе с тем, создает и возвышенный поэтический образ художника, придавая ему черты Аполлона — бога-покровителя искусств у древних греков и римлян. Сочетание романтического подхода к натуре с традиционным классицистическим пониманием образа античной богини сказалось в изысканной по ритмам движения «Венере, снимающей сандалию» (1852, мрамор). Трактовка темы носит интимный, камерный характер; утонченные пропорции фигуры усиливают поэтическую выразительность образа. Скульптурные произведения XIX века в залах Русского музеяГолова Петра I (1767, гипс) работы Этьена Мориса Фальконе (1716 — 1791) и его ученицы Марии-Анны Колло (1748-1821) — оригинал с модели, по которой отливался памятник Петру 1 («Медный всадник»). В работе чувствуется глубокое понимание исторического значения Петра; авторы создали убедительный образ энергичного преобразователя России. О способности Ивана Петровича Мартоса (1754—1835) к живой эмоциональной передаче образов античности свидетельствует «Актеон» (or. 1800, гипс) — статуя знаменитого фиванского охотника, по легенде превращенного в оленя и растерзанного своими же собаками. Неуверенный бег Актеона, искаженное испугом лицо, тревожный взгляд говорят о трагической обреченности юноши. Фигура свободно располагается в пространстве; ясная, с замкнутым силуэтом, композиция и характерная для классицизма моделировка тела отличают эту работу. Иосифу Камберлену (1766 — 1821) принадлежит аллегорическая статуя «Река» (1809, гипс), послужившая моделью для одной из декоративных фигур Ростральных колонн на Стрелке Васильевск»эго острова в Ленинграде. Статуя «Играющитл в городки» (1839. гипс) выполнена Антоном Андреевичем Ивановым (1815 — 1848) как академическая программа на Первую золотую медаль. Она близка к «Парням» Пименова и Логановского. Фигура с прекрасно проработанной мускулатурой естественна и энергична в движении. Подкупает правдивостью изображения старческого лица портрет писателя, президента Российской Академии наук А. С. Шишкова, исполненный А.А. Ивановым. В мраморной статуе «Отрок Ломоносов на родине» (1845) Иванов еще решительнее подходит к реалистическому раскрытию образа; Ломоносов изображен сидящим на скале; он одет в крестьянскую рубаху, на коленях у него раскрытая книга, задумчиво сосредоточенный взгляд устремлен вдаль; у ног ленсит рыбачья сеть, напоминая обстановку, в которой проходило детство гениального ученого. Иванову удалось создать вдохновенный и содержательный образ, словно навеянный известными стихами А. С. Пушкина: Николай Андреевич Токарев (1787 — 1866) исполнил проект скромного надгробного памятника (1839 — 1840, гипс) с урной и лирически скорбной фигурой плакальщицы, трактованной в романтических традициях начала XIX в. Гармонирует с архитектурой декоративная статуя «Пророк» (1842 — 1843, чугун), предназначавшаяся для фронтона здания Римско-католической духовной академии в Петербурге. Живое реалистическое ощущение натуры передано в энергичном «Кулачном бойце» (1849, гипс) Федора Петровича Крейтана (1823 — 1869), помогавшего П. К. Клодту в работе над декоративными группами «Укротителей коней». Укрепление реалистических традиций в скульптуре первой половины XIX в. сказалось и в творчестве Александра Ивановича Теребенева (1812 — 1859). В статуэтке А. С. Пушкина (1837, чугун) присутствует элемент жанровой трактовки образа великого поэта. Г.М. Преснов Далее: Орест Адамович Кипренский
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |