Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Скульптура и пластика начала XIX в.Развитие реалистических тенденций, героического и гуманистического содержания в пластике первой половины XIX в. было проявлением интенсивного роста русской национальной культуры. Наиболее последовательно и ярко это сказалось в творчестве С. С. Пименова, П. П. Соколова, В. И. Демут-Малиновского, М. Г. Крылова, А. И. Теребенева, Н. А. Токарева, А. А. Иванова, Н. С. Пименова и П. К. Клодта. Степан Степанович Пименов (1784 — 1833)Степан Степанович Пименов (1784 — 1833), ученик Козловского, много работал s области декоративной и мемориальной скульптуры. В проекте надгробного памятника скульптору М. И. Козловскому (1802, гипс) Пименов, выполняя предписание Совета Академии художеств придерживаться «больше выражения чувств душевных, чем пышности и парадности драпировок», в фигуре плакальщицы передал большое искреннее чувство. В работах Пименова непосредственное наблюдение натуры сочетается с красотой пластической. Так, в модели аллегорической группы для Горного института «Геркулес, удушающий Антея» (1805 — 1811, медь, чекан) убедительно передана борьба двух гигантов. Мощные фигуры застыли в напряжении борьбы, беспокойный силуэт изнемогающего Антея свидетельствует о победе Геркулеса, о торжестве разума над силами природы.
Павел Петрович Соколов (1764 — 1835)Образам, созданным учеником Мартоса Павлом Петровичесч Соколовым (1764 — 1835), свойственны поэтичность, гармоническая уравновешенность чувств. Соколов — автор статуи «Молочница с разбитым кувшином» (1817, гипс), повторение которой в бронзе, как фонтанная группа, было установлено в Царскосельском парке. Скульптор нашел для пригорюнившейся девушки свободную, естественную позу и, включив в композицию пейзаж (скала), усилил лирическое звучание образа. Пушкин посвятил статуе известные стихи:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. В портрете знаменитого русского актера А. И. Дмитревского (1813, гипс) чувствуется проникновенное отношение автора к своей модели.
Василий Иванович Демут-Малиновский (1779 — 1846)Василию Ивановичу Демут-Малиновскому (1779 — 1846) принадлежит честь первого обращения в монументальной скульптуре к человеку из народа. В величественной статуе «Русский Сцевола» (1813, бронза, отливка 1961г.) скульптор образно отождествляет героизм и самоотверженность русского народа, проявленные им в Отечественную войну 1812 года, с легендарной доблестью древних римлян По преданию, римский юноша Муций во время войны пробрался в неприятельский лагерь, чтобы убить царя, но был схвачен. Когда ему стали угрожать смертью, он положил правую руку на стоявшую вблизи жаровню, чтобы показать, что он не боится смерти, и не издал ни звука, пока рука медленно тлела на огне. Пораженный героическим поступком юного римлянина, который показал презрение к пыткам, царь этрусков отпустил его, заключил мир - римлянами и отступил от Рима; с тех пор юноша получил прозвище Сцеволы, т. е. Левши.
Русский Сцевола изображает один из эпизодов Отечественной войны. В армии Наполеона, по словам Д. Ровинского, клеймили «солдат, вступавших в его службу. Следуя сему обыкновению, наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего в руки французов. Едва узнал он, что сие значит, тотчас схватил топор и отсек клейменую свою руку прочь». В мужественной фигуре и красивом открытом лице «Сцеволы» нашли отражение духовный и моральный облик простого русского человека. Только то, что крестьянин представлен обнаженным, выдает в авторе художника академической школы. Большой правдивостью в передаче портретных черт и характера отличается бюст А. В. Суворова (1814, бронза, отливка первой половины XIX в.). Николай Степанович Пименов (1812 — 1864)
|
→ Главная → Русское изобразительное искусство первой половины XIX века → Скульптура и пластика начала XIX в. |
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |