Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Василий Андреевич ТропининНаряду с Венециановым крупную роль в развитии русской реалистической живописи первой половины XIX в., прежде всего в области портрета, сыграл Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857). Деятельность его как живописца, начатая им крепостным художником на Украине, с середины 1820-х гг. н до конца жизни протекала в Москве. В молодости он провел несколько лет в Академии художеств, где был учеником С. С. Щукина. Впоследствии, вспоминая прошлое, Тропинин говорил: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии; я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех. Лучший учитель — природа...» Наиболее значительную часть художественного наследства Тропинина составляют портреты, образующие в своей совокупности галерею портретов современных художнику людей. Здесь мы встречаем изображения известных деятелей литературного и художественного мира (среди них портрет А. С. Пушкина, находящийся во Всесоюзном музее А. С. Пушкина), представителей дворянских и купеческих кругов, многочисленные образы простых людей из народа-родных и друзей художника. Любовь и сочувствие к народу, среди которого Тропинин провел долгие годы крепостной неволи, являются основой миросозерцания художника и определяют демократическую устремленность всего его творчества. Число дошедших до нас ранних работ Тропинина невелико. В Русском музее представлен «Портретом украинца» (ок. 1820), выразительно передающий национальные черты в подлинно народный тип крестьянина.
«Портрет гравера Н. И. Уткина» (1824) весьма характером для творческого метода Тропинина, его подхода к раскрытию образа портретируемого. Художник изобразил Уткина почти в полный рост, сидящим за работой с граверным инструментом в руке, которым он касается медной доски; лицо Уткина обращено прямо к зрителю. «Минутность» поворота придает удивительную непринужденность сцене, а рабочая обстановка — интимный, «домашний» характер изображению. Тропинин избегал всякой парадности, которая могла бы заглушить в образе основное — человеческое, задушевное.
«Портрет старухи с курицей» (1856) поражает глубокой изненной правдой; написанный Тропининым в возрасте восьмидесяти лет, портрет свидетельствует о неистощимости творческой силы художника, о его неизменном влечении к искусству.
Желание полнее и шире отобразить в искусстве все, чем наполнена жизнь человека — его интересы, радости, горести — привело Тропинина к разработке своеобразного, портретно–бытового жанра. Произведения этого жанра в основе своей также являлись портретами, но портретами типовыми. Таков «Гитарист» (1839)— образ, неоднократно повторенный Тропининым в различных вариантах. К этой же группе произведений принадлежат «Девушка со свечой» (1840-е гг.), где мастерски передано освещение, и «Женщина в окне», или «Казначейша», (1841) — картина, написанная по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Г.В. Смирнов Далее: Павел Андреевич Федотов
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |