Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Внеакадемическая живопись середины XIX векаГригорий Григорьевич Татарин (1810 — 1893)Под непосредственным воздействием искусства Брюллова развернулось дарование Григория Григорьевича Татарина (1810 — 1893), превосходного живописца и рисовальщика. Значительную группу его произведений составляют картины и натурные этюды, исполненные в 1840-х гг. на Кавказе. В числе выставленных — «Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Карагачем» — картина походного быта русских войск — и ряд рисунков, воспроизводящих сцены из народной жизни в Закавказье. В этих произведениях Гагарин предстает как художник, с глубоким интересом отмечающий своеобразие национальных обычаев, характерные черты быта, красочную природу юга. Гагарин не был учеником Академии художеств и тем самым избежал влияния академической системы воспитания.
Григорий Григорьевич ЧернецовТворчество братьев Григория и Никанора Чернецовых сыграло значительную роль в развитии русского национального пейзажа. Одними из первых Чернецовы обратились к изображению родной природы, запечатлев в многочисленных картинах и рисунках ее своеобразие и красоту. Пейзажи Григория Григорьевича Чернецова (1802-1865) — «Вид на Волге в Казанской губернии» (1840) и «Волжский вид» (1838) — относятся к группе произведений, которые были связаны с его путешествием по Волге на барже от Рыбинска до Астрахани, предпринятым вместе с братом в 1838 г. Первый пейзаж представляет законченную картину с характерной для Григория Чернецова точностью и отчетливостью изображения. Во втором пейзаже — этюде, исполненном с натуры, — с большим живописным умением переданы просторы безбрежной, как море, Волги.
Григорий Чернецов с успехом работал также и в портретной живописи. Им написана широко известная картина «Парад на Царицыном лугу» (находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина), на которой среди зрителей изображены многие выдающиеся деятели русской культуры, в их числе А. С. Пушкин, И. A. Крылов, В. А. Жуковский, А Г. Венецианов. Никанор Григорьевич ЧернецовНиканор Григорьевич Чернецов (1805 — 1879) работал преимущественно как пейзажист. Прожив на юге России несколько лет, он создал много картин, в которых отображена природа Крыма и Кавказа. Его пейзажи написаны с такой же, как у Григория Чернецова, тщательностью отделки и профессиональным мастерством. Вид Тифлиса (1831) и два вида Аю-Дага (1836) подтверждают умение Н. Чернецова строить пейзажи «широкого кругозора» и, сохраняя поэтическую живость натуры, давать убедительно правдивый ее «портрет». Говоря о Чернецовых, нельзя не упомянуть их ученика Антона Ивановича Иванов (1818 — 1864), крестьянина, выкупленного живописцами на свои средства из крепостной неволи. Иванов сопровождал братьев в их плавании по Волге и тогда же написал «Внутренний вид барки Чернецовых» (1838). Этот своеобразный интерьер исполнен с подкупающе и искренностью и точностью воспроизведения; в нем хорошо переданы дух и характер обстановки, окружавшей Чернецовых, художников скромных потребностей, широких , замыслов и неутомимого трудолюбия. Арзамасская школаСвидетельством демократизации искусства, влечения к нему новых и новых сил из народа являлись художественные школы, возникавшие в разных местах страны; крупнейшей была Арзамасская, основанная художником Александров Васильевичей Ступиным. Главную массу ее учеников составляли крепостные. Среди них было немало талантливых художников, которые, возвратясь из школы к помещикам, губили свое дарование в подневольном труде. Только немногим из ступинцев удалось достигнуть известности. В их числе Николаю Михайловичу Алексееву (1813 — 1880), автору большого группового портрета академика А. В. Ступина с учениками (1838), и Василию Егоровичу Раеву (1808 — 1871), в судьбе которого принимал участие также и Венецианов. Раев работал преимущественно в области пейзажа, включая городской, или архитектурный, обычно оживленный фигурами и уличными сценками. К этому роду живописи принадлежит «Базар в Тифлисе» (1840-е гг.) . Другие художникиЗаслуживает внимания творчество Капитона Степановича Павлова (1791 — 1852), художника, проведшего большую часть жизни на Украине. Он был учителем рисования в Нежинском лицее в годы, когда там обучался Н. В. Гоголь. Картина Павлова «Плотник» (1838) с глубокой симпатией к простому человеку рисует образ украинца-ремесленника, сильного, крепкого, добродушно-веселого, с неизменной трубкой в зубах.
Г.В. Смирнов Далее: Иван Константинович Айвазовский
| Русское искусство первой половины XIX века Русская живопись первой трети XIX в.Федор Антонович БруниСкульптура и пластика начала XIX в.Карл Павлович БрюлловПейзажная живопись первой половины XIX векаРомантизм и реализм в скульптуре начала и середины XIX векаОрест Адамович КипренскийАлексей Гаврилович ВенециановУченики и последователи ВенециановаРусская портретная живопись начала и середины ХIХ в.Внеакадемическая живопись середины XIX векаИван Константинович АйвазовскийАлександр Андреевич ИвановВасилий Андреевич ТропининПавел Андреевич Федотов | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |