Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Наступление советских войск

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Вместе с войсками 16-го стрелкового корпуса на приморском участке наступления действовали краснознаменные 83-я и 255-я бригады морской пехоты, отличившиеся в боях при освобождении Новороссийска, Тамани и Керчи.

Для успешного ведения боевых действий в условиях горной местности во всех дивизиях были созданы специальные штурмовые группы. Действуя впереди боевых порядков пехоты, они должны были уничтожать доты, дзоты и преодолевать инженерные заграждения, обеспечивая более быстрое продвижение войск по горным склонам. Все штурмовые группы за несколько дней до наступления прошли специальную подготовку, провели ряд учений на горных участках в тылу своих частей, детально изучили тактику ликвидации укрепленных огневых сооружений и ведения боя в траншеях.

Авиационное обеспечение на направлении главного удара возлагалось на 8-ю воздушную армию под командованием генерал-лейтенанта авиации Ф. Ф. Хрюкина. Массированными бомбовыми и штурмовыми ударами авиация должна была подавить узлы обороны, обеспечивая нашим войскам безостановочный прорыв. Корабли и авиация Черноморского флота в ходе подготовки и проведения завершающего этапа Крымской операции наносили удары по вражеским транспортам на морских коммуникациях и в портах противника, обеспечивали блокаду Крымского побережья, не допуская переброски морем подкреплений фашистским войскам на севастопольском плацдарме.

С рассветом 5 мая войска 2-й гвардейской армии перешли в наступление. Завязались бои на Мекензиевых горах. Несмотря на упорное сопротивление, к исходу дня 6 мая одна за другой были захвачены все три линии долговременных укреплений основного оборонительного рубежа. Противник, введенный в заблуждение начавшимся наступлением, перебросил с южного участка часть своих подвижных войск. В это время начался решающий штурм вражеских укреплений на направлении главного удара.

Вечером, накануне штурма, во всех подразделениях проходили партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждался вопрос о задачах предстоящего наступления. Все коммунисты и комсомольцы поклялись, что принесут победную боевую славу Сталинграда к стенам Севастополя. Бывалые воины-коммунисты заверили командование, что будут служить примером в бою. В этот день многие лучшие воины, отличившиеся в боях, подали заявления о приеме в партию.

В рядах Приморской армии было немало участников героической обороны Севастополя в 1941 — 1942 гг. Они призывали идущих на штурм бойцов отомстить врагу за разрушенный город и гибель своих боевых друзей.

В 9 часов утра 7 мая многочисленные батареи дивизионной, корпусной и армейской артиллерии 51-й и Приморской армий открыли массированный огонь. На направлении главного удара было сосредоточено более двухсот пятидесяти орудий и минометов на километре фронта. Характер вражеских укреплений требовал для их подавления максимального сосредоточения артиллерийского огня. Мощная артиллерийская подготовка длилась свыше полутора часов.

В 11 часов 30 минут с исходных позиций по установленному сигналу устремились на штурм войска первых эшелонов 51-й и Приморской армий на 12-километровом Фронте наступления от восточного подножья Сахарной головки до южного склона прибрежных высот Балаклавы. На всех участках начавшегося наступления завязались ожесточенные огневые бои.

Особенно напряженные боевые действия развернулись у подножья Сапун-горы. На этом участке в ночь с 6 на 7 мая саперы 12-й Мелитопольской штурмовой инженерно-саперной бригады полковника П. Г. Павлова проделали более десяти 15-метровых проходов в многорядном проволочном заграждении противника. Ими же были разведаны проходы в минных полях перед первой линией траншей противника. Такая подготовка, проделанная саперами, позволила головным частям 77-й стрелковой дивизии полковника А. П. Родионова с началом штурма успешно продвинуться к вражеским позициям, несмотря на ожесточенное огневое сопротивление противника. За умелое руководство войсками при штурме Сапун-горы А, П. Родионову было присвоено звание Героя Советского Союза.

105-й и 276-й полки 77-й дивизии, действуя совместно с полками 32-й стрелковой дивизии 11-го гвардейского корпуса генерал-лейтенанта С. Е. Рождественского, на стыке двух наступающих армий под сильным вражеским огнем успешно преодолели участок долины от Федюхиных высот до полотна железной дороги. Выбив вражеские части, занимавшие окопы перед Сапун-горой, полки 77-й и 32-й дивизий ворвались в траншеи противника на склоне горы.

Войска 11-го гвардейского корпуса Приморской армии под прикрытием сильного огня артиллерии атаковали позиции первой оборонительной линии вдоль склона высоты Карагач, лишая противника возможности вести отсюда Фланговый огонь по войскам, атакующим Сапун-гору.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Захват Сапун-горы

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Наступление советских войск  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта