Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

В просторном зале студии военных художников имени М. Б. Грекова на деревянных опорах был натянут специально подготовленный холст длиной 25 и высотой 5,5 метра. Работа по утвержденному эскизу началась 6 декабря 1958 года. Вместе с Петром Тарасовичем Мальцевым в создании диорамы приняли участие художники студии Георгий Иванович Марченко и Николай Сергеевич Присекин, также имеющие немалый опыт панорамной живописи.

В процессе работы художникам оказывали помощь постоянный военный историк-консультант и многие непосредственные участники штурма. В ходе создания диорамы ее просмотрело более 150 участников боев, представителей различных родов войск. Они дополняли и уточняли ход штурма, обогащали представление художников о действиях на всех участках наступления, полнее раскрывали содержание эпизодов.

Художники придавали большое значение работе с натурой. Стремясь сохранить портретное сходство героев штурма, чьи подвиги изображались на картине, автор диорамы использовал не только документальные фотоснимки, но и привлекал для позирования самих героев штурма. В -центральной части картины воспроизводился подвиг гвардии рядового Ильи Поликахина, удостоенного за участие в штурме Сапун-горы звания Героя Советского Союза.

Выяснилось, что И. И. Поликахин живет под Москвой. Он стал частым гостем в студии, где позировал П. Т. Мальцеву. Герой вспомнил до мельчайших подробностей эпизод захвата вражеских позиций перед гребнем горы. При написании фигур других героев штурма позировали натурщики, имевшие сходство с участниками боев. Автором диорамы использованы также фронтовые фотоснимки.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Общий вид


В то время как в студии Грекова шла напряженная работа над созданием живописного полотна, на вершине Сапун-горы развернулось строительство специального полукруглого здания из белого инкерманского камня. Сооружение велось по проекту севастопольского архитектора В. П. Петропавловского. Здание возводили опытные строители (начальник участка 3. Е. Баранов, прораб И. Н. Кононов). Строители проявили много уменья и инициативы. Диорама освещается дневным светом через проделанные в верхней части здания десять широких окон. Свет, проникая в окна, падает на специальный наклонный рефлектор, размещенный внутри здания над картиной ровным полукругом, и, отражаясь от него, освещает диораму.

Кроме естественного освещения, создано дополнительное, искусственное из двадцати семи мощных электрических ламп, расположенных равномерно между окнами. Искусственное освещение дополняет и заменяет естественный свет при осмотре диорамы в вечерние часы.

Постоянная температура внутри здания поддерживается специальным электрокалориферным воздушным отоплением, совмещенным с вентиляцией. Непрерывная циркуляция теплого воздуха предохраняет живописное полотно и натурный план диорамы от вредного влияния сырости и холода, создает благоприятные условия для осмотра диорамы в любое время года.

Когда работы над живописным полотном приближались к завершению, по эскизам художников студии имени Грекова в бутафорских мастерских Московского Художественного академического театра был изготовлен разборный деревянный фигурный каркас натурного плана диорамы общей площадью овыше 80 квадратных метров.

4 августа 1959 года живописное полотно и каркас натурного плана были доставлены на Сапун-гору и размещены в здании, где к этому времени заканчивалась внешняя отделка. На месте производилось окончательное прописывание всего полотна. Полностью оформлялся натурный план. Как исторические реликвии в натурный план были вмонтированы камни с Сапун-горы, политые кровью героических защитников Севастополя 1941 — 1942 годов и его освободителей в мае 1944 года. В это же время заканчивалась отделка смотровой площадки, на которой одновременно может разместиться -до 50 человек. Над площадкой был установлен специальный зонт из темной ткани, скрывающий от глаз зрителя прямой верхний свет.

4 ноября 1959 года на Сапун-горе у здания диорамы состоялся большой митинг. В торжественной обстановке была открыта для обозрения крупнейшая в мире диорама — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» — уникальное произведение советской батальной живописи. С открытием диорамы Севастополь, где находится также всемирно известная панорама «Оборона Севастополя», обогатился новым замечательным живописным памятником, который сразу же привлек к себе внимание тысяч посетителей.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армий

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков






Технические спецификации и фотографии кроссоверов Мазда СХ-5 www.mazbook.ru/CX






 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта