Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступления

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

В центре средней части картины мы видим, как через долину в атаку устремились танки. Вместе с танками идут по долине и стрелковые части. Вдоль дороги, ведущей из Ялты на Севастополь, и рядом с ней движутся танки 85-го танкового полка, действовавшего совместно с войсками 2-й гвардейской дивизии 11-го гвардейского корпуса Приморской армии. Под прикрытием этих танков войска дивизии прорвались в Золотую балку. Дальше видно, как по всей долине наступает в развернутых боевых строях 19-й танковый корпус. Мощные боевые машины устремились на прорыв полосы фашистских укреплений в Золотой балке. Сквозь огонь вражеских орудий и минометов неотвратимо движется вперед стремительный броневой поток. На переднем плане живописного полотна зритель видит, как штурмовые группы и головные стрелковые подразделения на стыке 51-й и Приморской армий, прорвавшись к верхней линии основного рубежа укреплений, с боем преодолевают вражеские сооружения перед гребнем Сапун-горы.

Автор диорамы достоверно воспроизвел на этом участке целый ряд подвигов и запечатлел замечательные образы героев штурма. Слева на переднем плане картины изображен подвиг комсорга одного из стрелковых батальонов младшего лейтенанта Федора Комиссарова. Мы видим его устремившимся с пистолетом в руке впереди атакующих воинов. Перед атакой очередной линии вражеских траншей смертью героя пал командир роты. Впереди — подбитая батарея противника, за ней — вершина Сапун-горы. Нужно во что бы то ни стало выйти на гребень. Нельзя ни на мгновенье ослаблять наступательный порыв. Федор Комиссаров в этот критический момент принял на себя командование, поднял роту в атаку и, бросившись вперед, увлек за собой воинов на захват вражеской батареи. Раненный в руку, затем в грудь. Комиссаров продолжал находится впереди роты, пока батарея гитлеровцев не была захвачена в рукопашной схватке.

Ближе к зрителю расчет 45-миллиметровой противотанковой пушки прямой наводкой бьет по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта, видавшая виды пушка, на руках бывалых воинов втянутая под вражеским огнем по крутому горному склону, прошла с боями от стен Сталинграда на подступы к Севастополю. Командир орудия, несмотря на ранение в ногу и голову, продолжает оставаться у орудия. Сзади стреляющей пушки видно, как по ложбине артиллеристы подтягивают вторую пушку, чтобы подавить фашистский крупнокалиберный пулемет, очереди которого не дают стрелкам возможности продвигаться дальше.

Тут же невдалеке, справа от пушки, занял позицию пулеметный расчет прославленного пулеметчика Кузьмы Москаленко. Участник обороны Одессы и Севастополя Москаленко отличился в боях под Сталинградом и на Перекопе ni одним из первых со своим «Максимом» поднялся на Сапун-гору. Отважный пулеметчик обучил меткой стрельбе многих молодых воинов. Для одного из его воспитанников комсомольца Петухова (стоит сзади Москаленко) штурм Сапун-горы — первое боевое крещение. Меткими очередями Москаленко заставил замолчать вражеских автоматчиков и минометную батарею.

Вблизи пулемета Москаленко, укрываясь за развалинами мощного железобетонного укрепления, залег опытный снайпер младший сержант Николай Морятов. Своими меткими выстрелами он подавил не один десяток вражеских пулеметных точек. Снайпер непрерывно менял позиции, продвигаясь вверх по склону в первых рядах атакующих. Сейчас он взял на прицел фашистского офицера, пытающегося поднять свое подразделение в контратаку.

В первых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гору отважная комсомолка медицинская сестра Евгения Дерюгина. Многим воинам она сделала в этот день перевязки, многих перенесла в безопасное место. Был тяжело ранен в плечо командир взвода автоматчиков; ему тут же, под огнем противника, сестра оказала первую медицинскую помощь. Автор диорамы, сохранив портретное сходство медсестры Дерюгиной, передал в ее образе типичные черты бесстрашной советской женщины-патриотки.

Старшина I I-й статьи медсестра Евгения Дерюгина пала смертью героя 8 мая 1944 года при освобождении Севастополя, на другой день после штурма Сапун-горы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент


Рядом запечатлен волнующий эпизод, раскрывающий силу фронтовой дружбы. Тяжело ранен герой штурма старшина 1-й статьи Семен Машкевич. Участник обороны Одессы и Севастополя, ой поклялся одним из первых вернуться в город славы. Поняв, что ему уже не встать, Машкевич передает свой автомат другу-пехотинцу.

Неудержим порыв воинов-освободителей. Разбито мощное железобетонное укрепление противника. Оставшиеся в живых гитлеровцы продолжают сопротивляться, но им не сдержать возросший натиск атакующих. На крышу разрушенного вражеского дота вскочил командир штурмовой группы лейтенант Михаил Головня. Несмотря на полученные ранения, бесстрашный советский офицер показал личный пример героизма. С возгласом «Вперед на Севастополь!» он увлек за собой бойцов на штурм позиций врага.

Разведчики штурмовой группы находились во втором эшелоне. Они включились в штурм Сапун-горы после 14 часов, когда по приказанию командира 63-го стрелкового корпуса генерал-майора П. К. Кошевого в бой были введены свежие силы.

Рядом со своим боевым командиром — прославленный герой разведчик младший сержант Николай Гунько, особо отличившийся в боях под Сталинградом и Мелитополем. Для бойцов он был примером бесстрашия и проявления разумного риска при выполнении боевой задачи.

Очередями из ручного пулемета расчишает теперь путь штурмовой группе младший сержант Гунько. Кося гитлеровцев и~з пулемета, Гунько мстил за своего боевого друга старшего матроса-севастопольца Анисима Щебетовского, с которым вместе шел от Сталинграда. Смертью храбрых пал у подножья Сапун-горы матрос Щебетовский, так и не увидав родного Севастополя. Но Гунько одним из первых вошел в Севастополь и поднял победоносный советский флаг.

Не отстают от штурмовой группы и связисты головного стрелкового подразделения, под огнем противника обеспечивая беспрерывную связь частей с командованием. Мы видим одного из связистов с катушкой телефонного провода за спиной, ведущего провод от дивизионного наблюдательного пункта к переднему краю позиций. Рядом с солдатом его напарница — телефонистка, Не кланяясь пулям и осколкам, она взбирается с телефонными аппаратами по крутому склону.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализм

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступления  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков






Ремонт и техобслуживание пассажирских машин Рено . Инструкции по техническому ремонту чешских иномарок Шкода Октавия 3 SkodaBook.ru/Octavia/5E






 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта