Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Захват Сапун-горы

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Начавшееся наступление на левом фланге главного удара требовало непрерывного наращивания атакующих сил. Как только головные части выступили с исходных позиций, противник открыл огонь с высот Безымянной и Горной.

Огромные усилия и большое боевое мастерство воинов 16-го корпуса (командир генерал-майор К. А. Провалов), и 3-го горнострелкового корпуса (командир генерал-лейтенант А. А. Лучинский) позволили добиться успеха при прорыве первой линии обороны у основания высоты Безымянной. Большая часть артиллерии корпусов была выдвинута для сосредоточенного прицельного поражения узлов вражеского огневого сопротивления на высотах Безымянная и Горная.

Плотность артиллерии атакующих войск доходила здесь до 300 орудий и минометов на километр фронта. Это был пример небывалого сосредоточения огневых средств на небольшом участке прорыва. Глубокое эшелонирование боевых порядков в полках при непрерывном усилении атакующих подразделений, умелое использование всех родов войск позволили так же, как и на Сапун-горе, преодолеть сильное сопротивление гитлеровцев.

К 13.00 первая линия вражеской обороны на всем направлении главного удара была захвачена наступавшими войсками. Штурмовые группы и головные подразделения стрелковых частей продолжали развивать наступление. На всем фронте прорыва шли напряженные бои. Гитлеровцы подтянули к участку прорыва свои подвижные силы и усилили огонь из глубины обороны.

В районе Сапун-горы были сосредоточены 98-я и 111-я немецкие пехотные дивизии, 1-я и 3-я горнострелковые румынские дивизии и отдельные специализированные немецкие подразделения. На приморском участке оборонялся 5-й немецкий армейский корпус и части двух румынских гopнocтрелковых дивизий.

Наибольшее напряжение на всех участках прорыва наступило после шести часов непрерывных боев. Преодолев две линии траншей и дотов, наступающие войска устремились вверх по горным склонам, не давая противнику возможности перейти в контратаку.

Выдвинутая на новые огневые позиции артиллерия поддержки пехоты, взаимодействуя со штурмовой авиацией, держала под непрерывными ударами верхние горные позиции вражеской обороны. Бойцы штурмовых групп, а за ними и стрелковые части прорывались к окопам и траншеям между вражескими узлами сопротивления, захватывали их и устремлялись дальше, блокируя и обходя отдельные огневые точки.

Подавление огневых средств и живой силы противника артиллерийскими налетами и ударами штурмовой авиации совершалось умелыми действиями гранатометчиков, автоматчиков и пулеметчиков штурмовых групп.

К 18.00 была занята высота Безымянная, а на Сапун-горе удалось захватить позиции третьей линии траншей и дотов вражеской обороны. Сопротивление оборонявшихся было сломлено в ожесточенных боях, доходивших до рукопашных схваток.

Железобетонные укрепления у гребня Сапун-горы были разрушены в ходе артиллерийских налетов и массированных бомбардировок авиации. Оставшиеся отдельные огневые сооружения подавлялись стрельбой прямой наводкой из пушек или подрывались гранатами.

Чем выше продвигались штурмующие войска, тем яростнее сопротивлялся противник. Находившиеся за гребнями гор резервные немецкие части были подтянуты к оборонительным позициям верхних опорных узлов сопротивления. В некоторых местах начались контратаки. Но гитлеровцы не могли приостановить неудержимого натиска воинов-освободителей.

Командование вражеских войск предпринимало все, чтобы не допустить до наступления темноты захвата Сапун-горы и высоты Горной. Гитлеровцы рассчитывали за ночь стянуть на участки прорыва свои резервы и сохранить за собой все ключевые позиции на подступах к Севастополю.

Несмотря на отчаянное сопротивление противника, атаки наших войск продолжали усиливаться. Вновь один за другим проводились массированные артиллерийские налеты на оборонительные укрепления, расположенные вдоль гребня Сапун-горы. Одновременно туда же направляли свой огонь эскадрильи штурмовиков. Прорыв всей глубины обороны и1 захват укреплений этой центральной господствующей высоты — важнейшей ключевой позиции обороны противника — близился к завершению.

С особым ожесточением сражение разгорелось непосредственно у гребня Сапун-горы. В бой были введены вторые эшелоны стрелковых дивизий. Натиск атакующих частей непрерывно усиливался. К 20.00 сопротивление обороняющихся было сломлено. На гребне Сапун-горы на левом фланге, в полосе наступления 51-й армии, в нескольких местах взвились победные алые штурмовые стяги.

Попытки противника перейти в контратаку и сбросить войска, занявшие гребень Сапун-горы, были отбиты. На Сапун гору выходили все новые и новые части, подтянулись артиллерийские батареи и подразделения гвардейских минометов.

Почти одновременно южнее войск 51-й армии вышли на гребень Сапун-горы и высоты Карагач головные части 11-го гвардейского корпуса Приморской армии. А на левом фланге, в полосе наступления Приморской армии, к этому времени войска 16-го корпуса совместно с дивизиями 3-го горнострелкового корпуса продолжали штурмовать верхнюю линию оборонительных укреплений высоты Горной. Вскоре на ее вершине был поднят победный штурмовой стяг 318 стрелковой Новороссийской дивизии генерал-майора Гладкова.

При тесном взаимодействии двух армий, умелом использовании всех родов войск и сосредоточении боевых средств в ходе девятичасового штурма основной рубеж долговременной вражеской обороны был прорван на всю глубину. Советские воины-освободители, оснащенные замечательной отечественной боевой техникой, проявляя массовый героизм и неудержимую волю к победе, опрокинули все расчеты гитлеровцев на неприступность их обороны под Севастополем.

С захватом Сапун-горы и высоты Горная путь на Севастополь с восточного и юго-восточного направлений был открыт. Здесь, на направлении главного удара, решившего исход всей Крымской операции, наступление продолжало непрерывно развиваться. 8 мая советские войска подошли к окраинам города. 9 мая Севастополь был освобожден. Завершился полный разгром немецко-фашистской группировки войск в Крыму. Залпами из 324 орудий Москва салютовала доблестным освободителями Севастополя.

Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года явился выдающимся событием в истории Великой Отечественной войны.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Захват Сапун-горы  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта