Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализм

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

В центре, на переднем плане живописного полотна, запечатлен подвиг гвардии рядового Ашота Маркаряна. Устремившись вперед со словами «Даешь Севастополь!», Маркарян заметил, что фашистский автоматчик, укрываясь за обломками дота, навел автомат на лейтенанта Сахорова. Отважный советский воин грудью заслонил своего боевого командира и спас ему жизнь, сам пав смертью героя.

Вошел в бессмертие и сапер-штурмовик старший сержант Федор Скорятин. Расчищая проходы в проволочном заграждении; он был смертельно ранен в грудь и не мог двигаться дальше. Собрав остаток сил, Скорятин поджег подрывной патрон и упал вместе с ним на заграждение. Так ценой. своей жизни герой-сапер проложил проход к вражескому блиндажу.

В средней части картины показано, как вместе с воинами штурмовых групп идет освобождать родной город убеленный сединами старожил-севастополец. Рядом с ним — его внук. Веру в победу, жгучую ненависть к фашистским захватчикам передал художник в образе старого севастопольца и его внука. Справа от старика-севастопольца и его внука мы видим радиста с развернутой походной рацией. Он, очевидно, передает сведения на артиллерийский пункт управления.

Несколько правее бывалый крымский партизан с красной повязкой на руке и трофейным немецким автоматом показывает командиру отделения автоматчиков направление более удобного продвижения к гребню Сапун-горы. Дальше за этими фигурами более пологий участок горного склона, куда вышли головные стрелковые подразделения. Минометчики обеспечивают огнем атакующих. Расчеты противотанковых ружей торопятся занять более близкие позиции для поражения отдельных вражеских точек.

Ближе к зрителям, поднявшись во весь рост, бросает гранату во вражеский блиндаж гвардии рядовой Илья Поликахин. Раненный в голову, он продолжает оставаться и строю. Поликахин одним из первых достиг вершины Сапун-горы и в числе первых поднял советский флаг над освобожденным Севастополем. За свои подвиги на Сапунгоре и при освобождении города он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Гитлеровцы не ожидали стремительного прорыва штурмовых групп к гребню Сапун-горы через многоярусную систему укреплений. Укрывшись в блиндажах и траншеях от сокрушительного артиллерийского огня, фашисты оказали ожесточенное сопротивление советским воинам, прорывавшимся к верхним траншеям и линии железобетонных дотов у гребня. В диораме доподлинно воспроизведен эпизод рукопашной схватки у одного из вражеских блиндажей. Здесь в составе штурмовых групп находились и черноморцы. Мы видим крепкие фигуры закаленных в боях матросов, никогда не расстававшихся со своими бескозырками и тельняшками.

Почти в центре диорамы изображен эпизод, происходивший на левом фланге наступления 51-й армии. Рядовой 105-го полка 77-ой дивизии Иван Яцуненко перехватывает штурмовой стяг полка из рук смертельно раненного парторга роты старшего сержанта Евгения Смеловича, павшего смертью героя у вершины горы. Под вражеским огнем пронес Яцуненко победный стяг и одним из первых водрузил его на гребне Сапун-горы, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. (Сейчас И. Яцуненко живет в Крыму, работает шофером в колхозе «Украина», Азовского района).

Справа от Яцуненко, в глубине картины, воспроизведен подвиг, совершенный старшим лейтенантом Михаилом Дзигунским перед гребнем Сапун-горы на правофланговом участке наступления войск Приморской армии. На пути движения роты Дзигунского находился неразрушенный вражеский дот. Пулеметный огонь противника не давал возможности продвигаться. Командир роты Дзигунский был тяжело ранен в ногу и грудь. Превозмогая жгучую боль, со словами «Вперед! Да здравствует советский Севастополь!» он вскочил и закрыл своим телом амбразуру дота. Ценой своей жизни советский офицер проложил путь своим боевым товарищам. Подобный же подвиг совершил невдалеке гвардии рядовой Николай Афанасьев.

Расчищая путь гранатами и огнем автоматов, советские воины выбивали гитлеровцев из укрытий. Зритель видит на переднем плане правой части картины, как рота автоматчиков старшего лейтенанта Николая Калиниченко, прорвавшись вдоль балки, зашла во фланг вражеских траншей, отрытых перед гребнем горы, и устремилась на противника, пытающегося контратаковать наши штурмовые группы. Тут же в глубине картины хорошо показано, как воины штурмовых групп используют огнеметы для поражения гитлеровцев, укрывшихся с пулеметами в траншеях за колючей проволокой.

У самого гребня горы — врытые в землю фашистские тяжелые танки. Один из них разбит огнем нашей артиллерии. От меткого попадания снаряда взорвались боеприпасы на укрепленной точке. Но отдельные огневые узлы врага еще продолжают действовать. Их огонь теперь предстоит подавить воинам штурмовых групп, чтобы выйти на гребень.

Сплошной стеной поднялся над Сапун-горой двойной огневой вал артиллерийских разрывов. Здесь сосредоточена вся мощь артиллерии атакующих войск. Сокрушающее действие артиллерии дополняется ударами штурмовой авиации, что убедительно показано в правой верхней части полотна.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент


Зритель видит также полосу разрывов вдоль склона высоты Горной, у горизонта в правой части полотна. И там кипит жестокий бой. Ощущение большой глубины пространства и впечатление реальности событий, изображенных на картине, усиливает натурный план, который заполняет все восьмиметровое расстояние от полотна до смотровой площадки.

На натурном плане тщательно воспроизведена каменистая поверхность склона Сапун-горы, изрытая снарядами и бомбовыми воронками. Здесь же мы видим в натуральную величину вражеские траншеи и ходы сообщений, разрушенные железобетонные перекрытия, разбитое проволочное заграждение. Всюду масса снарядных осколков, стрелянных гильз, брошенное оружие и снаряжение противника.

Вмонтированные в глубине траншей на натурном плане два живописных полотна показывают характерные эпизоды захвата вражеских укреплений воинами штурмовых групп. Слева советский автоматчик заставил гитлеровских солдат, растерявшихся от неожиданности, сложить оружие и сдаться. Справа черноморец вступил в схватку с фашистским солдатом.

Диорама убедительно раскрывает перед зрителями массовый героизм советских воинов, их неудержимый наступательный порыв и высокое воинское мастерство. Осмотр этого произведения производит глубокое впечатление, вызывает уважение к героям штурма, усиливает чувство горячей любви к Родине. Многие из участников этого решающего сражения сейчас трудятся на предприятиях, в колхозах и совхозах, другие продолжают служить в рядах Вооруженных Сил. А те, кто отдал жизнь за освобождение Севастополя, навсегда останутся в памяти народа. Их подвиги достойно увековечены в монументальной диораме. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», воспроизведя волнующую правду исторических событий, сразу же после открытия привлекла многочисленных посетителей. Их поток усиливался с каждым днем, наглядно свидетельствуя о благодарной памяти народа, высоко чтущего ратные подвиги своих воинов-освободителей и достойно оценивающего произведения искусства.

Покидая Сапун-гору, вы вновь проходите мимо величественного памятника Славы и читаете слова горячей народной благодарности, высеченные на его основании:
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализм  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков






Описание и история развития машин Ниссан Цефиро NissanBook.ru/Maxima






 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта