Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Подготовка к штурму Сапун-горы

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Всего от подножья до гребня Сапун-горы проходили три линии укреплений, расположенные ярусами. Рубеж этот протянулся из района Инкермана вдоль восточного склона Сапун-горы и далее к югу вдоль склона прилегающей к ней высоты Карагач. На каждой линии укреплений имелись железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками, образующие узлы сильного огневого сопротивления. Кроме железобетонных дотов, на выгодных позициях в складках горной местности находились артиллерийские и минометные батареи. Через каждые 25 — 30 метров в цепи траншей и ходов сообщений оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Множество траншей и ходов сообщений давали возможность обороняющимся маневрировать своими силами. На гребне горы было врыто в землю более десяти крупных немецких танков.

Такая же многоярусная система опорных узлов была создана за Балаклавой, на восточных склонах высот Безымянная и Горная. Золотая балка, вдоль которой проходит дорога от Балаклавы на Севастополь, была превращена гитлеровцами в противотанковый район с большим количеством минных полей. Все участки района простреливались плотным многослойным огнем с оборонительных позиций на горных склонах.

Золотая балка еще со времен Балаклавского сражения 1854 года была названа «долиной смерти», так как отважные защитники Севастополя уничтожили здесь почти всю английскую конницу. Через эту долину пытались прорваться к Севастополю фашистские войска в 1941 и 1942 годах. Но им так и не удалось преодолеть наши укрепления.

Несмотря на то, что 51-я армия получила большой опыт в наступательных боях под Сталинградом и Мелитополем, а затем при прорыве сильных укреплений на Перекопе, к предстоящему штурму Сапун-горы велась самая тщательная подготовка. Войска армии, занимая правофланговое положение на направлении готовящегося главного удара, располагались эшелонированно в районе восточнее Инкермана и Федюхиных высот. В первом эшелоне находились 1-й гвардейский и 63-й стрелковые корпуса. 1-й гвардейский корпус наступал на высоту Сахарная головка и обеспечивал с фланга 63-й корпус. 63-й гвардейский корпус осуществлял прорыв обороны противника на склонах Сапун-горы. В первом эшелоне шли три дивизии в полосе 3,5 км. 10-й стрелковый корпус, располагавшийся во втором эшелоне, получил задачу поддержать и развивать наступление войск первого эшелона в ходе прорыва вражеских оборонительных линий на Сапун-горе и при последующем продвижении к городу.

На левом фланге направления главного удара готовились к штурму войска Приморской армии, получившие богатый опыт наступательных боев при освобождении Северного Кавказа, Тамани и Керченского полуострова. Войска армии занимали исходные позиции на шестикилометровой фронте в полосе наступления от дороги, идущей на Севастополь из Ялты, до побережья у Балаклавы. Здесь, в глубоко эшелонированных боевых порядках, сосредоточились 11-й гвардейский стрелковый, 3-й горнострелковый и 16-й стрелковый корпуса. Им предстояло преодолеть многоярусную систему основного рубежа оборонительных укреплений на склонах высот Безымянной и Горной, прорвать на, всю глубину оборону противника на высоте Карагач, а также в долине между этими высотами и, развивая наступление в направлении бухт южнее Севастополя, завершить разгром вражеских сил на рубеже прикрытия эвакуации, созданном гитлеровцами южнее Севастополя.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Наступление советских войск

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Подготовка к штурму Сапун-горы  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта